В Национальной библиотеке прошло "Чаепитие с Набоковым"
В Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялось очередное заседание научно-литературного объединения "Чаепитие с Набоковым" на тему "Трагическое в литературе и кино". Категория трагического предполагает гибель, тяжкие страдания индивидуальности, раскрывающие невосполнимость ее утраты и утверждающие бессмертные ценностные начала, заложенные в этой неповторимой личности. Трагедия, ставя человека лицом к лицу со смертью, как бы прожектором освещает смысл его жизни. Будучи эстетическим, трагическое переживание разрешается катарсисом – очищением, что способствует воспитанию высоких гражданских и человеческих чувств. Смерть главного героя выступает жертвенной ценой восстановления миропорядка и гармонии.
Участники встречи говорили о категории трагического и смерти героя в литературе разных эпох, начиная с античных трагедий и заканчивая современностью. Но особое внимание было обращено на произведения 20-го века. Сам 20 век – весьма трагичен, это время мировых войн и революций, и категория трагического наполняется новыми смыслами: вовлеченность отдельной личности в водоворот истории ("Тихий Дон" М. Шолохова", Доктор Живаго" Б. Пастернака), массовое истребление людей ("Жизнь и судьба" В. Гроссмана), трагедия повседневной действительности ("Утиная охота" Вампилова, произведения Л. Петрушевской).
Интересный аспект в интерпретации темы трагического - отношение к смерти в современной жизни, принятие смерти. Обсуждался фильм "А в душе я танцую" и подобные ему: "Достучаться до небес", "Главное - не бояться", в которых ярко выражено трагикомическое начало. Вообще, трагическое можно рассматривать не только в отношении к героическому, но и к комическому. В русской литературе подобных произведений немного, и тем они ценнее. Это повести Б. Окуджавы "Будь здоров, школяр!" и В. Курочкина "На войне как на войне".
Подписаться на новости в ВК Подписаться на новости в Телеграм