Исполнилось 100-летие со дня рождения заслуженной артистки Чувашии Тили Марковны Хазанзун

Сегодня, 18 ноября 2014 г., исполняется 100 лет со дня рождения заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженной артистки Чувашской АССР Тили Марковны Хазанзун. Знаменательно, что дата совпала с 85-летием Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, так как именно ее высокий профессионализм, яркий талант и замечательные человеческие качества сыграли огромную роль в развитии музыкального искусства Чувашии.

Ее помнят как великолепную пианистку, концертмейстера и педагога, воспитавшую целую плеяду именитых музыкантов, среди которых заслуженный работник культуры Россиий и Чувашии Валентина Галян, заслуженные работники культуры Чувашии Людмила Латышева, Светлана Лесных, Елена Ананьева, Ирина Никитина, Марина Саприко, а также отличные педагоги и концертмейстеры Нина Гудзь, Евгения Королева, Ирина Сысоева и многие другие.

Тиля Хазанзун родилась 18 ноября 1914 г. в Одессе. Ее мать работала педагогом начальных классов, а отец - инженером-экономистом. Несмотря на то, что в семье не было профессиональных музыкантов, Тиля впитала любовь к музыке именно здесь. Отец неплохо играл на скрипке, и свои первые концертмейстерские навыки она оттачивала, аккомпанируя ему в импровизированных концертах.

В 1935 г. после окончания общеобразовательной школы юная пианистка поступила в знаменитую на весь мир Одесскую консерваторию класс Надежды Чегодаевой, учившейся у великого Александра Скрябина в Московской консерватории и у легендарного Ферруччо Бузони в Германии.

В консерватории талант Тили Хазанзун высоко оценил скрипач-педагог с мировым именем Петр Столярский. Он пригласил ее работать концертмейстером в свой класс, и это была высокая честь.

После окончания в 1940 г. Одесской консерватории она проработала еще год концертмейстером в родной alma mater, а в 1941 г. ей дали направление для поступления в аспирантуру Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Но во время вступительных экзаменов грянула Великая Отечественная Война, и ей пришлось уехать в Ташкент, куда эвакуировались из Одессы ее родители. В те тяжелые годы молодая пианистка работала концертмейстером в Красноармейской войсковой части полевой почты и в самодеятельных концертных бригадах, разъезжала по госпиталям, выступала перед бойцами.

После того, как в эвакуации не стало отца, а потом и матери, она переехала в город Чкалов (ныне Оренбург), где стала преподавать и аккомпанировать в Чкаловском областном музыкальном училище и в Школе военно-музыкантских воспитанников, которая впоследствии была переведена в Ереван.

После демобилизации из армии мужа, скрипача Зиновия Хазанзуна, Тиля Хазанзун с семьей переехала в Челябинск, где стала работать концертмейстером в местной филармонии.

В 1959 г. в Чебоксарах был открыт Чувашский государственный музыкально-драматический театр, главным концертмейстером которого было предложено стать Тиле Хазанзун. Она сразу же начала работать с молодыми певцами, готовя их к выступлению в первой национальной опере «Шывармань» Федора Васильева.

 «Она внесла неоценимый вклад в развитие оперного искусства в нашей республике, а также в воспитание чувашских вокалистов, - вспоминает о ней концертмейстер оркестра Чувашского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист и деятель искусств России и Чувашии Захар Шапиро. - Даже ведущая солистка театра Тамара Чумакова всегда говорила, что Тиля Марковна – ее «академик». С огромным благоговением относился к «концертмейстеру номер один» - так ее называли в Чувашской Республике, народный артист Чувашии и заслуженный артист России Мефодий Денисов.

Своей «правой рукой» считал Тилю Хазанзун режиссер, народный артист России и Чувашии, лауреат Государственной премии им. К.В. Иванова режиссер Борис Марков. В совместной работе в Чувашском музыкально-драматическом театре были поставлены такие шедевры, как «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Кармен» Ж. Бизе, «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди, «Сильва» И. Кальмана, «Вольный ветер» И. Дунаевского, «Чапай» Б. Мокроусова, параллельно им увидели свет и первые чувашские оперы: «Прерванный вальс» и «Сердце поэта» А. Асламаса, «Нарспи» Г. Хирбю, «Хамăръял» Ф. Васильева.

После приезда в Чувашию Тиля Хазанзун была приглашена на работу также и в Чебоксарское музыкальное училище. С ее приходом в учебном заведении началась новая веха в развитии концертмейстерского мастерства – в 1976 г. открылось отделение концертмейстерского класса и камерного ансамбля, где она стала первой заведующей.

Весь творческий опыт и знания Тиля Хазанзун без остатка вкладывала в учеников. «Она была удивительно интересным человеком, так как являлась ярким представителем одесской интеллигенции. Я необыкновенно рад, что в свое время попал в ее «золотые» руки,  – вспоминает ее ученик, заслуженный деятель искусств Чувашии Александр Осипов. - Она была профессионалом высочайшего уровня. Когда я впервые услышал игру Тили Марковны, у меня моментально сложилось мнение, что рояль, на котором она играла, «задышал» и заиграл красками. Того же мы добивались в ее классе, она показывала и учила нас разным приёмам концертмейстерского мастерства и умению слушать и слышать солиста. Этого у нее было не отнять, так как она сама очень хорошо знала дирижерскую специфику. Что касается дисциплины, то и в этом плане Тиля Марковна была очень пунктуальна и даже в какой-то степени строга, ее ученик ни в коем случае не должен был опаздывать, а  все отведенное для урока время плодотворно трудиться. Даже в Казанской консерватории, где я продолжил свое обучение, мои педагоги знали и глубоко ценили Тилю Марковну Хазанзун за ее профессионализм и мастерство».

Впечатлениями о своем преподавателе делится заслуженный работник культуры Чувашии Елена Ананьева: «Тиля Марковна была оптимистичной, живой и интересной женщиной с прекрасным чувством юмора, а также потрясающим музыкантом с большой буквы. Когда по радио транслируют архивные записи чувашской музыки, то я всегда узнаю неповторимое благородное и красочное звучание ее рояля. Вокруг нее всегда были интересные и талантливые люди. К ней с почтением относились М. Денисов, Т. Чумакова, Р. Ахметбекова, П. Филиппов и весь цвет чувашской интеллигенции».

Тиля Хазанзун всегда пользовалась большой любовью и уважением чувашских композиторов, которые доверяли ей первое исполнение своих сочинений. «Меня всегда поражали и теперь поражают ее энергия, эмоциональность, удивительная работоспособность. Она всегда в блестящей артистической форме» - так говорил о Тиле Марковне народный артист России, композитор Филипп Лукин.

Будучи неутомимым пропагандистом чувашской профессиональной музыки, Тиля Хазанзун много гастролировала с певцами и инструменталистами по многим городам и республикам Советского Союза, исполняя сочинения чувашских авторов. Ей аплодировали Москва и Ленинград, Киев и Минск, Горький и Казань, Ульяновск, Петрозаводск, Махачкала, Йошкар-Ола и многие другие города.

Множество аудиозаписей с выступлений Тили Хазанзун бережно хранятся в архивах Чувашского и Российского радио.


Подписаться на новости в ВК  Подписаться на новости в Телеграм


юбилеи музыкальное училище