Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

Имя Н.Я.Бичурина носит улица столицы Чувашии

В истории каждого народа есть исторические личности, чья деятельность оказывает решающее и благотворное влияние на судьбу народа и государства. Одним из таких выдающихся деятелей для всей России стал великий сын чувашского народа Никита Яковлевич Бичурин. В Чувашии чтят память о своем знаменитом земляке - крупном ученом-синологе, который внес неоценимый вклад в мировое востоковедение.

На днях Президент Чувашии Н.В.Федоров подписал Указ о создании художественного фильма о жизни и деятельности Н.Я. Бичурина.

В Чебоксарах на Южном поселке именем нашего выдающего земляка названа улица.

На страницах нашего сайта нам хотелось бы рассказать всем о знаменитом земляке.

29 августа 1777 года в небольшом селе Успенское Акулево (ныне д. Типнеры Чебоксарского района) Рунгинской волости Цивильского уезда Казанской губернии в семье местного дьякона Якова Данилова и Акелины Степановой родился сын Никита.

Его дед Данил Семенов (по предположению происходил из чувашей) с 1749 г. служил дьячком Сретенской церкви в селе Чемурша Тинсарино Чебоксарского уезда. В 1764 году был посвящен в сан священника и переведен в Успенскую церковь села Акулево Цивильского (с 1781 г. - Чебоксарского) уезда. В этой же церкви с 1770 г. по 1779 г. служил дьяконом отец Никиты - Яков Данилов, с 1780-1788 гг. - дьячком его дядя Иван Данилов. Через 2 года отец мальчика получил сан священника и был переведен в с. Бичурино в Воскресенскую церковь. Стало традицией, что дети служителей культа должны были продолжать путь родителей. И поэтому в 1785 г. Никита был причислен в Свияжскую новокрещенскую школу нотного пения. Продолжил духовное просвещение в Казанской духовной семинарии. При зачислении он получил фамилию Пичуринский (по назв. с. Пичурина).

В Казани будущему ученому пришлось пройти суровую школу жизни: голод, холод, финансовые затруднения, так как находился на отцовском обеспечении. Мальчик проявил себя "даровитым учеником с отличной памятью" и с успехом изучал новые дисциплины: грамматику, поэзию, риторику, философию, богословие, греческий язык и т.д. Свободно переводил с греческого и говорил на латинском, владел французским немецким языками.

Архиепископ Амвросий ректор Казанской духовной семинарии был активным поборником духовного просвещения, умственного и нравственного воспитания служителей культа. Он ценил талантливых учеников, и в особенности Никиту Бичурина, который еще в 1795 г. посвятил своему покровителю 3 стихотворения (на греческом "Мелос" ("Песнь"), на рус. "Сон", и на чув. яз.). Несмотря на неимоверные трудности и невзгоды, неизбежно сопутствовавшие жизни бедного семинариста незнатного происхождения, Н. Бичурин все годы учебы был в числе лучших и одаренных учеников, поражал учителей своими превосходными способностями, поэтому по окончании обучения и был назначен учителем грамматики, а затем стал учителем высшего красноречия. В 1797 г. Бичурин был оставлен учителем грамматики (преподавал азы лат. и рус. языка).

18 июля 1800 г. - пострижен в монашество под именем Иакинф.

В 1802 г. Н. Бичурина назначили на должность архимандрита Иркутского Вознесенского монастыря и ректора духовной семинарии. Здесь архимандрит Иакинф решительно стал переходить к новому методу преподавания во всех классах и строго наказывал семинаристов за их самоволие. Требование дисциплины, выговоры и наказания нерадивых учеников вызвали недовольство, ропот и дерзости со стороны "непокорных" бурсаков. Жалобы, доносы черноризцев и семинаристов на архимандрита Иакинфа привели в итоге к серьезному конфликту. Его перевели на должность преподавателя риторики в Тобольскую семинарию с местопребыванием в старинном монастыре под присмотром духовных властей. Во время "тобольского сидения" Иакинф много трудился над изучением историко-этнографических и географических сочинений о народах Сибири и восточных стран. Книги он брал из библиотеки тобольского преосвященного Антония.

В 1800 году Н.Я.Бичурин, после принятия монашества, был зачислен иеромонахом Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры. В 1826 году обер-прокурор Синода князь П.С. Мещерский сообщил министру иностранных дел графу К.В. Нессельроде, что император "высочайше повелеть соизволил бывшего при Пекинской миссии архимандрита Иакинфа, сосланного на жительство в Валаамский монастырь в 1823 году, перевесть в Санкт-Петербург Александро-Невскую лавру...". Келья монаха Иакинфа находилась в здании около собора и состояла из двух больших комнат с окнами в сад. Отец Иакинф "неприступен был во время занятий; беда тому, кто приходил к нему в то время, когда он располагал чем-нибудь заняться. Трудолюбие доходило в нем до такой степени, что беседу считал убитым временем". В летние же месяцы ученый-ориенталист Н.Я. Бичурин арендовал дачу на Выборгской стороне и Мурино, где старался создавать своеобразную восточную атмосферу и воспринимать мир не по-европейски, а по-восточному.

Весной 1807 г. Иакинф Бичурин был назначен на должность начальника девятой духовной миссии в Китай и архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. 18 июля 1807 г. Иакинф и члены миссии выехали из Иркутска в Пекин. С первых же дней пути Бичурин вел подробный дневник о встречах и беседах с жителями Монголии и Китая, об их быте, хозяйстве и обычаях.

После прибытия в Пекин Бичурин стал практически осваивать разговорный и письменный китайский язык. Изучал материалы по истории, географии, этнографии, медицине и другим областям знаний народов Китая, Маньчжурии, Монголии, Туркестана и др. Перевел "Четверокнижие" ("Сышу") - классический учебник на второй ступени обучения в китайской школе - являлся литературно-историческим сводом учений Конфуция и конфуцианцев. Сделал ряд переводов историко-географических сочинений. Особое место среди них занимает "Описание Пекина", изданное в 1829 г. в Петербурге с приложением плана города. Над составлением плана Пекина Никита Яковлевич трудился в течение всего 1817 г., исходил и измерил все улицы и переулки города. Из переводов юридических работ следует отметить "Изложение китайского законодательства", представляющее собой извлечение из собраний китайских уложений и использованное затем в фундаментальном исследовании.

"Статистическое описание Китайской империи". Перевод "Монгольского уложения", помещенный в виде заключительной главы к книге "Записки о Монголии", является ценным документальным источником для изучения социального строя монголов в маньчжурский период. Из китайских медицинских сочинений - "Судебная медицина китайцев" и "Трактат о прививании оспы". В рукописи осталось и "Описание китайских монет", переведенное с японского языка и тщательно подготовленное к изданию. Никита Яковлевич составил оригинальные китайско-русский и маньчжурско-русский словари. Перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4 томах.

Своими исследованиями он сделал доступным для русского читателя огромное число ценных сведений о странах и народах Китая, Средней и Центральной Азии, развенчал ложные представления и отверг превратные сведения, сообщенные Европе прежними путешественниками и ориенталистами.

15 мая 1821 г. члены девятой духовной миссии во главе с Иакинфом Бичуриным двинулись из Пекина в обратный путь на родину.

За время пребывания в Китае ученый-монах приобрел множество уникальных книг на китайском и маньчжурском языках, собрал богатую коллекцию по этнографии Китая и Монголии, закупил также книги для Азиатского департамента МИД, Петербургской публичной библиотеки, училища азиатских языков в Иркутске. Ящики с книгами, рукописями и другими предметами огромной научной ценности весили около 400 пудов, и ими было навьючено 15 верблюдов.

В начале 1822 г. Н. Бичурин прибыл в Петербург. Его обвинили злоупотреблениях. 4 сентября 1823 г. решением Синода он был отправлен в монастырскую тюрьму на острове Валаам, расположенном на Ладожском озере. Бичурина лишили сана архимандрита и священнического сана, но не исключили из духовного ведомства и оставили в монашеском звании.
1 ноября 1826 г. Н. Бичурин возвращен из монастырского заточения на Валааме и поступил на службу в Азиатский департамент МИД, где занимался переводами, а на жительство был определен в Александро-Невскую лавру. С этого времени начинается самый блестящий период в жизни Никиты Яковлевича Бичурина - время его неутомимой научной и общественной деятельности. Им было выпущено в свет 10 книг, опубликовано множество статей почти в двадцати периодических изданиях, дважды побывал в научной командировке в Забайкалье.
В 1827 г. вышла в свет статья "Ответы на вопросы о Китае", вошедшая в 1840 г. в книгу "Китай, его жители, нравы, обычаи и просвещение". В 1828 г. издана монография "Описание Тибета в нынешнем его состоянии". Французский перевод вышел в 1829 г. В том же 1828 г. изданы "Записки о Монголии" с приложением карты Монголии и этнографических рисунков монголов в национальных костюмах. Эта работа была переведена на французский и немецкий языки.
В декабре 1828 г. Российская Академия наук избрала его членом-корреспондентом по разряду литературы и древностей Востока.
Митрополит Новгородский и Петербургский Амвросий Подобедов. В 1764 году закончил Троицкую семинарию, два года спустя принял монашество и стал проповедником Московской духовной академии. В 1774-1778 годах являлся ректором данного духовного учебного заведения, в 1778 году посвящен в сан епископа Севского. В 1785 году архиепископ Ампросий стал владыкой Казанской епархии. Просвещенный архиепископ строго приписывал духовенству отдавать своих детей в семинарию. Владыка являлся энергичным проводником политики преобразований духовных и народных училищ и сторонником внедрения новых методов в образовательный процесс. Его роль в деле просвещения народов Поволжья и привития им идей христианства очень велика. Митрополит Амвросий Подобедов всю жизнь опекал одного из самых своих любимых учеников - отца Иакинфа. Судьба Н.Я. Бичурина была определена именно митрополитом Амвросием.
В 1829 г. выпущено "Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнейшем и нынешнем его состоянии". В 1835 г. Российская Академия наук наградила Н.Я.Бичурина премией за книгу "Историческое обозрение ойротов, или калмыков с XV столетия до настоящего времени", изданную в 1834 г. 7 марта 1831 г. Азиатское общество в Париже почтило Н.Я. Бичурина избранием его в качестве своего иностранного члена. В 1840 г. Н. Бичурин издал книгу "Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение". Наиболее фундаментальным трудом явилось его "Статистическое описание Китайской империи" (1842). В 1843 году за эту книгу Иакинфа наградили в третий раз Демидовской премией Академии наук. В 1848 г. появилась книга "Китай в гражданском и нравственном состоянии" (1848), в 1851 г. - "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена". За последнюю работу был удостоен Демидовской премии. Второе издание этой книги было осуществлено в 1950-1953 гг. Своими фундаментальными исследованиями Н. Бичурин положил начало научному китаеведению в России.
Умер Никита Яковлевич 11 мая 1853 г. в 5 часов утра, на 76 году жизни, в келье Александро-Невской лавры. Прах его был предан земле утром 12 мая 1853 г. Друзья и почитатели его таланта установили на могиле черный обелиск, на котором выбита простая надпись: "Иакинф Бичурин род. 1777г., ум. 1853 г. мая 11 д." Между надписями, вдоль памятника, по-китайски написана эпитафия: "Постоянно прилежно трудился над увековечившими (его) славу историческими трудами".