Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

Выставка к 130-летию со дня рождения художника А.А. Кокеля: искусство "большой силы"

В залах Чувашского. государственного художественного музея 18 марта открывается выставка видного представителя русской художественной школы конца XIX начала XX вв., основоположника чувашского профессионального изобразительного искусства, создателя высшего художественного образования Украины и Харьковской школы академического рисунка, профессора Алексея Афанасьевича Кокеля .

Имя художника, к великому сожалению, как и имена некоторых талантливых художников, которыми была богата и по праву гордилась российская земля, было в забвении. "Вызволение" из вековой тишины жизни и творчества А. Кокеля стало возможным благодаря распоряжению Президента Чувашской Республики Н. Федорова от 28 сентября 2004 г.

А. Кокель первый и единственный чуваш, окончивший Российскую Императорскую академию художеств. Его соучениками в академии были И. Бродский, Г. Горелов, М. Греков, Б. Григорьев, С. Зенков, Н. Фешин , П. Филонов, В. Шухаев, А. Яковлев, многие из которых заняли далеко не последние места в истории русского и советского искусства.

Творчество А. Кокеля середины и конца 1900-х гг. отмечено "дыханием" Востока, проникшим в Россию через западноевропейское искусство ("Восток вернулся через Запад"). В ранних произведениях художника заметны поиски специфики национального художественного языка: "Улица в селе Тарханы" 1904; "Портрет чувашки" 1905; "Петушки" 1907.

Касаясь осмысления специфики художественного языка живописи Кокеля , нельзя игнорировать и следующий факт: вхождение Кокеля в 1910 г., будучи еще учеником Академии, в первую по времени авангардную организацию российских художников "Союз молодежи". В том же году (март-апрель) он - экспонент первой выставки объединения в Петербурге, а в июне-августе международной выставки "Русский сецессион" в Риге.

Оценивая значение дипломной картины Кокеля "Чайная" на отчетной выставке Академии художеств 1912 г., И.Е. Репин , как художник, внимательно следивший за художественными процессами и тонко чувствовавший происходящие социальные изменения в России, отметил следующее: "Дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе, и в работах учеников мастерских. Вспоминается только ... с большой силой полотно того художника ( А. Кокеля ), который написал картину "Чайная", в ней есть оригинальность и типичность".

А. Кокель в своей картине "Чайная" сумел поднять и обобщить единичное, происходящее в столичном трактире, до уровня особенного явления, присущего всей России. "Чайную" Кокеля можно поставить в ряд известных произведений социального звучания предреволюционного десятилетия России XX в.: "Вихрь" Ф.А. Малявина; хоровые работы Н.И. Фешина; "Чаепитие" Н.Н. Сапунова; цикл произведений "Расея" Б.Д. Григорьева, крестьянскими образами П.Н. Филонова.

В 1913 г. - в канун войны - журналы "DIE KUNST FUR ALLE", "JUGEND" и известное берлинское издательство "RICH BONG" обращаются к автору "Чайной" за разрешением поместить репродукцию данной работы в своих изданиях. Это был несомненный успех экспонента Международной художественной выставки в Мюнхене, в то время столице европейского искусства. И в этом признании ключ к осмыслению значения картины Кокеля как художественного явления мирового уровня.

Неоценим вклад славного сына чувашского народа в художественную культуру Украины. С января 1916 г. А. Кокель начал работать преподавателем рисунка, живописи и композиции Харьковского художественного училища. Впоследствии стал основоположником харьковской школы академического рисунка, основателем и первым ректором Харьковского художественного института (ныне - Харьковская государственная академия дизайна и искусств), одним из организаторов высшего художественного образования в Украине.

Созданная А. Кокелем Ассоциация художников Червонной Украины позволила объединить в конце 20-х - начале 30-х годов художников самых различных стилей и направлений, впоследствии стала основой Союза художников Украины (ныне - Национальный Союз художников Украины).

В экспозиции выставки представлены произведения художника харьковского периода: "Портрет Э.А. Блох" 1918; "Извозчик" 1919; "Беспризорник Ванька" 1924; "Единоличница" 1920-е гг.; "Селянин" 1920-е гг.; "Ликбез" 1935; "Отдых бойцов" 1946-1947-е гг. и др.

Всеобъемлющую оценку значения творчества А.А. Кокеля дает Председатель Верховной Рады Украины, вице-президент НАН Украины В.М. Литвин: "Убежден, что широкое празднование 130-летнего юбилея Алексея Афанасьевича Кокеля в Украине, с которой связаны долгие годы жизни и творчества великого мастера, станет важным этапом в развитии всесторонних отношений Украины и Чувашии, заметным вкладом в укрепление украинско-российской дружбы.

Алексей Афанасьевич Кокель заложил основы высшего художественного образования в Украине, вошел в историю украинской культуры как основатель украинской станковой живописи, создатель уникальной школы живописи, воспитатель плеяды выдающихся мастеров кисти Украины".

Выставка А. Кокеля дополнена экспонатами выпускников Харьковского художественного института, чьи творческие биографии связаны с Чувашией, чьи произведения имеются в собрании музея. В их числе: народный художник России, действительный член РАХ Р.Ф. Федоров ; народный художник Украины В.И. Ковтун ; заслуженный художник России А.В. Сайкина ; заслуженный деятель искусств Украины С.Ф. Беседин ; заслуженный художник Чувашии В.Д. Чураков , заслуженный деятель искусств Украины Ю.Н. Винтаев , Н.Н. Лукин , Б.М. Макаров, П.Н. Шурига , Е.М. Бондарь.

Куратор выставки Г.Г. Исаев