Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

Кантата Карла Орфа "Кармина Бурана" - на чувашской сцене

19 марта на сцене Чувашской государственной филармонии в исполнении Чувашской государственной академической симфонической капеллы и Муниципальной капеллы "Классика" будет представлена кантата для солиста, хора и симфонического оркестра "Кармина Бурана" немецкого композитора Карла Орфа.

Дирижер - художественный руководитель Чувашской государственной академической симфонической капеллы, народный артист России, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Чувашской Республики, профессор Морис Яклашкин.

Карл Орф, "Carmina Burana"... Загадочное произведение, единственное в своем роде. Редко исполняемая в концертах (по причине масштабности и нетривиальности), но известная практически каждому - музыка, обладающая потрясающей силой воздействия.

Сценическая кантата "Кармина Бурана" занимает в творчестве Карла Орфа особое место. Это произведение, обозначившее переломный этап в жизни композитора, ставшее для него "вторым рождением". Орф открыл новую главу в современной музыке, провозгласив лаконичность средств музыкальной выразительности, свежесть гармонического языка и красочность оркестровки.

В основе произведения - хоровая поэма "Сагminа Вuгаnа" на стихи средневековых вагантов, литературный источник - рукописный сборник ХII века, найденный в начале ХIХ века в баварском бенедиктинском монастыре.

Карл Орф выбрал для своей кантаты два противоположных по значению гимна - любви и Фортуне, богине судьбы. Пролог и эпилог воссоздают характерный для искусства средних веков образ - колесо Фортуны, неизбежный и безжалостный рок. Многоцветная радуга чувств, настроений, картин природы заключена в грозную раму заклинаний судьбы: первый хор "Фортуна - повелительница мира" (Fогtuпа Imperftrix Мundi) повторяется в конце. Колесо Фортуны совершает свой оборот. Первая часть кантаты - "Раннею весной" ("Ргimо Vеге") - песни о любви, весенние хороводы. Вторая часть - "В кабаке" (In Таbеrnа") - страстный монолог "потерянного человека" ("Исповедь" Архипоэта Кельнского) и большой хор всей этой буйной "братии". Третья часть -"Соuг D'Amоus" - вновь светлый мир любви и весенней природы, и на последние звуки этой части внезапно обрушивается возглас "О Фортуна!" - возвращается грозный образ неумолимого колеса.

Песенные и оркестровые номера представляют собой как бы контрастные картины многообразной и разносторонней жизни, но, пожалуй, основным философским стержнем является раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе - Фортуне.