Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В выставочном центре "Радуга" открылась выставка "Мастер русского пейзажа - Иван Шишкин"

Учебный год в культурно-выставочном центре "Радуга" открылся новой выставкой - "Мастер русского пейзажа - Иван Шишкин".

"Иван Иванович Шишкин - художник народный. Всю свою жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный" (В.В. Стасов).

И.И. Шишкин (1832-1898) - один из крупнейших и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов, который не только хорошо знал родную природу, но и любил ее всей силой своей могучей натуры. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли "лесной богатырь", "царь леса", "старик-лесовик", а созданные им образы давно стали своеобразными символами России.

Характерный представитель передовой интеллигенции, воспитанной в атмосфере общественного подъема шестидесятых годов, когда главным лозунгом деятелей искусства стало служение интересам народа, Шишкин был связан с Товариществом передвижных художественных выставок и узами тесной творческой дружбы с В.Г. Перовым и И.Н. Крамским, Ф.А. Васильевым и А.И. Куинджи, И.Е. Репиным и В.Е. Маковским.

Детство и юность мастера прошли в диких лесах Вятской губернии в Елабуге. Родился он в семье образованного влиятельного купца, который поддерживал стремление сына стать художником. Фундаментальное профессиональное образование Шишкин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Как пенсионер Академии, Шишкин три года провел за границей, работал в Германии и Швейцарии, посещал Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. Все это время художник страстно мечтал вернуться на Родину. Только в России он мог создать свои лучшие произведения, и его летопись русского леса во всей красе представлена в "Радуге".

Выставка показывает развитие мощного таланта Шишкина: ранние, выписанные "по правилам", работы ("Вид на острове Ваалам" (1858), размах кисти в зрелых произведениях ("Первый снег" (1875), "Дубовая роща" (1887), "Сестрорецкий бор" (1896) и последняя картина мастера, поразившая современников силой исполнения, "Корабельная роща" (1898).

Отношение к жизни как к благу, восхищение миром природы, желание передать его на холсте почти физически, осязательно - все это не только свидетельствовало о натуралистических пристрастиях, но стало ведущим методом творчества Шишкина. С естествоиспытательским интересом художник изучает ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи, в которых проявлялась идея живой, вечной жизни, открывая целый мир ранее неведомых русской живописи предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Последовательный реалист, точно воспроизводивший подробности природного мира, Шишкин в то же время умел создавать тонкую лирическую атмосферу в картинах ("Дождь в дубовом лесу" (1891).

На произведениях мастера выросло несколько поколений русских людей. И они не перестают быть притягательными для зрителей, родными, как слова каждодневной молитвы - о благе, о доброте. Для многих детей первой любовью в живописи становится картина "Утро в сосновом лесу" (1889). Взрослого человека вновь и вновь вдохновляет простая и непередаваемая словами красота работ художника.

Выставка в "Радуге" собрала произведения Шишкина из музеев России (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, художественные музеи Пскова, Пензы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани и других городов), Украины, Армении. Главная "редкость", представленная на выставке, - картина "Папоротники" из частной коллекции.
В творчестве художник всякий раз мыслил "написать пейзаж, в котором бы с предельной ясностью и конкретностью выразилась любовь к жизни, к земле, к людям". Мысль эта согревает все картины Шишкина.