Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В театре оперы и балета прозвучала музыка современных чувашских композиторов

В театре оперы и балета прозвучала музыка современных чувашских композиторовВ театре оперы и балета прозвучала музыка современных чувашских композиторов

Замечательным событием культурной жизни Чувашской Республики стал прошедший в Чувашском государственном театре оперы и балета Гала-концерт из произведений современных чувашских композиторов, завершивший Фестиваль чувашской музыки. Возвратила на сцену театра симфоническую, камерную и хоровую музыку членов Союза композиторов нашей республики художественный руководитель и главный дирижёр театра, заслуженный деятель искусств республики Ольга Нестерова. С большой радостью творческая интеллигенция Чувашии откликнулась на событие, соединившее национальные оркестровые достижения прошлого, связанные с именем заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Чувашской Республики, дирижёра Валерия Важорова (1940-2000), с современностью.

Богатая концертная программа познакомила слушателей с творчеством нового поколения чувашских композиторов, представляющих и развивающих традиции национального профессионального музыкального искусства. Прозвучавшие произведения позволили подтвердить то, что чувашская композиторская школа и в XXI столетии продолжает достойно обогащать достижения отечественной музыкальной культуры.

Программу открыла эпико-драматическая "Симфония с колоколом" Юрия Григорьева (I-II части), заявившая о возрождении в Чувашии жанра "большой симфонии", последние произведения которого были созданы в конце 1980-х годов - Пятая симфония Аверия Токарева и Вторая симфония Тимофея Фандеева. Опираясь на традиции классической Симфонии c-moll Геннадия Воробьёва, композитор создал глубокое, остроконфликтное произведение, пронизанное думами о судьбе родного народа. Впервые в Чувашии состоялось исполнение симфонической поэмы Анатолия Никитина "Сказание о Суварах", продолжившей традиции эпической поэмы "Сказ о подвиге народном" Анатолия Петрова и в новом, драматическом ключе развившей одну из главных тем чувашского искусства. Театрализовало сочинение участие чтеца – лауреата международных конкурсов Максима Карсакова.

Проникновенным лиризмом, свойственным стилю композитора, тронуло слушателей Андантино из сюиты для камерного оркестра Андрея Галкина. Позитивным заокеанским настроем и оригинальной игрой современных ритмоинтонаций запомнилось симфоническое Скерцо Юрия Эриванова, ныне продолжающего свой творческий путь в США. Юрий Эриванов - первый в Чувашии композитор, получивший высшее композиторское образование у себя на родине – на факультете искусств ЧГУ им. И.Н. Ульянова в классе заслуженного деятеля искусств РФ и ЧР Александра Васильева. Первым и весьма успешным выходом молодого автора в академическое профессиональное искусство стало исполнение в концерте симфонической фантазии "Битва у башни" Антона Якшибаева. Антон в нынешнем году завершает Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, где занимается в классе заслуженного деятеля искусств ЧР композитора Ларисы Быренковой.

Почти все произведения в концерте исполнялись впервые. Слушатели узнали, над чем работают сейчас члены Союза композиторов Чувашии. Примечательно, что зрители могут ожидать появления на театральной сцене новой оперы и нового балета. Лариса Быренкова представила "Пантомиму" - оригинальный симфонический фрагмент из будущей оперы - современного взгляда на библейскую притчу о блудном сыне. Анита Лоцева показала сцены из балета "Дорога лебедей", который она создаёт вместе с народным писателем Чувашии Михаилом Юхмой.

Инструментальную часть концертной программы украсило исполнение Андреем Осиповым Новеллетты для скрипки соло Александра Осипова. Отлично прозвучала в концерте и вокально-хоровая симфоническая музыка. Дыхание приближающейся весны чувствовалось в ярко национальном произведении Ларисы Быренковой на стихи Раисы Сарби "Асам???уркунне" (Волшебница-весна), где трепетно солировала певица Надежда Степанова. Величественной, торжественной вершиной программы стало исполнение "Нимене" Лолиты Чекушкиной для солиста, хора и симфонического оркестра. Широта, масштаб, глубина, экспрессия этой партитуры были сродни музыке Мусоргского. Солировал Андрей Белов, хормейстер - народный артист Чувашии Анатолий Фишер.

Прошедший концерт стал не только вехой чувашского профессионального музыкального искусства XXI века, но и одним из важных событий в жизни чувашских композиторов, получивших признание музыкантов-исполнителей и слушателей и ощутивших мощный прилив творческих сил для новых свершений во благо нашей национальной культуры.

 

 

Теги:Теги: театр оперы и балета