Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

Ушел из жизни народный художник России Альберт Чаркин

Ушел из жизни народный художник России Альберт ЧаркинУшел из жизни народный художник России Альберт Чаркин

Народный художник России, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики Альберт Чаркин умер сегодня на 80-м году жизни.

Альберт Чаркин был широко известен не только в профессиональных кругах. Его работы установлены в разных городах России. Скульптуры, над которыми он работал, всегда были запоминающимися. В Петербурге это памятник Сергею Есенину в Таврическом саду, Пётр I на Московском вокзале, Валерий Чкалов у станции метро "Чкаловская", русский дипломат князь Александр Горчаков в Александровском саду, а в Чебоксарах – чувашский ученый-исследователь, академик Василий Николаев.

Прост и человечен образ Мастера. Такой, какой был при жизни и запомнится на века Альберт Чаркин: народный художник и прославленный скульптор, друг чувашского народа и талантливый педагог, замечательный человек и наш соотечественник, служивший правдой и верой своему народу.

Россия и Чувашия оставили в памяти столетий множество имен великих деятелей искусства, творчество которых определило основные параметры и вершинные достижения эпохи. Навсегда в их блестящем созвездии останутся Толстой и Яковлев, Пушкин и Иванов, Маяковский и Сеспель, Шостаковский и Павлов, Малевич и Айги, Левитан и Кипарисов.

Ясным, чистым, негасимым светом горит среди них звезда Альберта Чаркина.

Сердечная благодарность судьбе, пожелавшей приблизить нас к творчеству выдающегося Мастера.

ДОСЬЕ "СЧ"
Альберт Серафимович Чаркин родился 16 декабря 1937 года в городе Белёве Тульской области. После службы на флоте в 1960 году поступил на факультет скульптуры в Ленинградский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина, по окончании которого продолжил обучение в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством легендарного скульптора М.К. Аникушина. С 2001 по 2010 год был ректором.
Cкульптор, Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, секретарь ВТОО "Союза художников России" по Санкт-Петербургу и Северо-Западному федеральному округу, председатель Петербургского отделения Союза художников России, профессор.


ПОЛЬЗА, ЧЕСТЬ И СЛАВА
Примечательны слова созвучные девизу наиболее значимой награды современной России – ордена "За заслуги перед Отечеством". Они как нельзя лучше отражают главную идею творческой жизни Альберта Чаркина – Народного художника России, заслуженного деятеля Чувашской Республики, автора памятника академику В.В. Николаеву – дважды лауреату Государственной премии Чувашской Республики в области науки и искусства. Не менее безынтересна история и хроника создания скульптором Альбертом Чаркиным памятника нашему земляку, чувашскому ученому-исследователю академику В.В.Николаеву в городе Чебоксары. Инициативная группа друзей и соратников с целью пропаганды научного наследия и увековечения памяти В.В. Николаева, а именно В.П. Иванов – директор Фонда историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова и Д.Ш. Гайнутдинов – руководитель издательской группы, совместно выпустившие более десятка превосходных научных иллюстрированных книг, альбомов, атласов и буклетов по истории древних чувашей, выступили зачинателями проекта по созданию и установке памятника В.В. Николаеву. Министерство культуры Чувашии, Чувашский национальный конгресс, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, а также Союз художников Чувашии поддержали идею благородной инициативы и при их содействии 29 января 2009 года Администрация города Чебоксары объявила художественный конкурс на создание эскизного проекта памятника выдающемуся исследователю древней истории чувашского народа.
Судьба памятника сложилась благополучно: результат голосования авторитетного жюри конкурсной комиссии был положительно-ошеломляющим в пользу эскизного произведения скульптора Чаркина Альберта Серафимовича – выдающегося мастера российского изобразительного искусства, Народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств.
Проект скульптора Чаркина А.С. и архитектора Павлова Ю.М. выделялся среди коллег по цеху целостностью и органичностью как по общему замыслу, так и по сочетанию традиционных и новаторских черт. Работа над проектом памятника продолжалась и после утверждения жюри. Многое авторами было переосмыслено и пересмотрено. Несколько изменилась архитектурная композиция. Изменение пропорций и структурных линий памятника в процессе работы привело к усилению образной направленности скульптуры.
Перед скульптором стояла невероятно трудная задача: передать в бронзе и камне не просто сходство, характер человека, а воссоздать сам процесс мышления, сложность внутреннего мира героя, уловить неуловимое. И решение было найдено. Могучий лоб ученого излучает энергию мысли, пытливый взгляд сквозь время устремлен вдаль. Создавая одухотворенный лик, скульптор не меньшее внимание уделяет тщательной моделировке рук. Они передают характер портретируемого. Правая – лежит на раскрытой книге – символе многовековой истории чувашского народа; левая – в задумчивом жесте прикоснулась к голове. Вырастая из цилиндрической формы пьедестала, фигура ученого-просветителя олицетворяет мудрость, мужество и поиск истины. Традиционные ценности чувашского гения: ум, честность, патриотизм вместились в этом величественном монументе. Талантливое видение скульптора Альберта Чаркина, творческий труд авторского коллектива, а также уважение к масштабу содеянного ученым-исследователем, проникновение в тайны характера, любовь к чувашской культуре – все эти неразрывные компоненты творческого труда – создали возможность появления уникальной по замыслу и превосходной по воплощению работы, установка которой явилась несомненной удачей проекта.
Следует сказать несколько слов о той реальной связи памятника с пространством, которая определилась благодаря совместным усилиям авторов и членов экспертного Совета: искусствоведа А.А. Трофимова, художника Гайнутдинова Дж.Ш. и архитектора С.А. Севрюгина, специально выезжавших на заседания Совета в творческо-производственный комбинат "Скульптура" в г. Санкт-Петербург. По инициативе Союза художников г. Санкт-Петербург эксперты из Чувашии были приглашены на художественный совет, прошедший в открытом формате. Непосредственное общение с авторским коллективом под руководством народного художника России А. С. Чаркина было плодотворным. Были определены и официально закреплены в совместных договорах соответствующие параметры, сроки установки и сферы ответственности по созданию и установке памятника в столице Чувашской Республики. Работа над бюстом была сложной и трудной. Возникали и отвергались многочисленные варианты исполнения. А само место установления памятника – в исторической части столицы Чувашской Республики, на берегу величавой реки Волги, на пересечении оживленных транспортных потоков, на протяжении газовых и электрических подземных трасс и коммуникаций, под жестким контролем регламентирующих инструкций и в точном соответствии с нормативами инстанций разных уровней – требовало решений необычных. И они были найдены. Было определено достойное место, подобраны долговечные материалы, предложен вариант благоустройства прилегающей территории, согласованы и одобрены все без исключения художественные и архитектурные решения.


Лик ученого прямо обращен к людям, он словно разговаривает, беседует с нами. При общей монументальности образа в нем нет нарочитого величия, которое бы подавляло зрителя. Живое движение, портретное сходство, естественный поворот, жест и поза, человечность, естественность фигуры – эти важные существенные качества удачно проявилось в памятнике. Для акцентирования этих особенностей очень важно стало то, что изначально А.С. Чаркин скульптурное произведение решил как полуфигуру, выйдя из прокрустова ложа бюстового решения. Таким образом, чрезвычайно важным моментом в произведении является и то, что постамент - это не только отдельная архитектурная часть памятника, а равноправный участник общего образного решения, причем несущий очень сложную смысловую нагрузку. Он воспринимается как символическое продолжение фигуры Николаева, наглядно выражающее монолитность и цельность этого образа. Решение памятника, построенное на контрасте сильной пластической разработки головы, превосходно вылепленной, полной энергии и воли и лаконичного цилиндрического основания, соответствуют современным принципам монументальной скульптуры. По общей форме своей постамент классически архитектурен, то есть цилиндричен, безукоризненно обработан, отшлифован, подчеркивает связь памятника с архитектурным окружением исторической части столицы.
Еще одним существенным элементом общей композиции являются надписи и геометрические узоры. Орнаментально решенный шрифтовой блок гармонично сочетается с древними чувашскими символами: меандром и знаком "Цветущее Древо Жизни", воспроизведенными в книге академика В.В.Николаева "Чувашский костюм: от древности до современности". Здесь мы видим внимательное и бережное отношение авторов к духовному наследию ученого – историка и глубокое постижение канонов чувашской орнаментики.
Мощь, величие и благородство национального характера образа выдающегося деятеля чувашской культуры, ученого В.В. Николаева, выраженные в бронзе и камне, свидетельствуют о силе творческого потенциала А.С. Чаркина –подлинного художника, санкт-петербургского мастера ваяния. Главное для него – приоритет понятия высокого искусства, важной характеристикой которой является воплощение лучших черт нашего времени – силы духа, высокого интеллекта, непреклонной воли и целеустремленности. В произведении А.С. Чаркина передана эта суть, отражена та огромная сила, которая свойственна не только личности ученого, но и всему времени. Таким образом, портрет явился результатом философского осмысления эпохи, в нем сконцентрировалась напряженность работы и живого творческого горения.
"Открытие памятника, состоявшееся 15 августа 2010 года в День города, и проведенное в рамках торжественных мероприятий, посвященных юбилейной дате – 90-летию чувашской государственности - стало наравне с праздником чувашской культуры важной вехой в судьбе наследия ученого, этапом рождения николаевской традиции изучения и почитания истории родного края. Вклад блистательного художника Альберта Чаркина в формирование многих позитивных черт современной чувашской культуры огромен. Это знаменательное событие в жизни республики свидетельствует о преемственности культурного наследия, приоритетах нашего государства, лежащих в основе строительства демократического гражданского общества.
Выбор именно этого творческого коллектива для создания пластического образа чувашского ученого был не случаен. Художественные достижения санкт-петербургских мастеров основаны на блестящем владении высокохудожественным ремеслом и умении поставить на службу творчеству все величайшее богатство европейской культуры. Чувашию связывают с ними давние деловые и дружеские связи...", – такую высокую оценку дал Валерьян Викторов, в то время Первый заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, действительный государственный советник РФ первого класса.
Благодаря масштабу дарования и личности Альберта Серафимовича Чаркина, его незаурядному таланту, а также его огромному интересу к историческому прошлому чувашского народа фигура ученого и мецената В.В.Николаева гордо встала на пьедестал всенародного признания.
В работе скульптора наглядно отражен величественный образ чувашского ученого и общественного деятеля. По творческому темпераменту художник А.С. Чаркин и исследователь В.В.Николаев – близки по духу – творцам по-настоящему ценны лишь неоткрытые истины, лишь ненаписанные труды. Это непобедимое беспокойство творческого поиска свойственно смелым первопроходцам. Рубеж двадцатого столетия в России – время открытия новых имен, превращения малоизвестных архивных документов и исторических знаний в науку и искусство, формирования национального самосознания и своего понятия истории, органически связанного с культурой прежних эпох. Только через познание прошлого своего народа складывается отношение общества к действительности и определяется поиск путей решения современных проблем. Поэтому отрадно, что государство придает в данный период важное значение историографии, музыке и искусству, пропаганде творческих идей через подлинное совершенное искусство и то достижение, что в публичном пространстве столицы Чувашской Республики нашлось место для творчества выдающегося мастера изобразительного искусства современной России, запечатлевшего на века образ видного чувашского ученого – важный позитивный знак. Власть демонстрирует не на словах, а на деле – стремление структурировать культурную память чувашской нации, поддерживать создание высокохудожественных образцов изобразительного искусства, а также выставок работ российских и чувашских художников мирового уровня.
Теперь уже трудно представить историческую часть города – чебоксарскую набережную без памятника В.В. Николаеву и благоустроенного сквера, носящего его имя. Памятник стал средоточием идейной, общественной жизни города. На его фоне открываются научные конференции и собрания, и популярность этих встреч ширится и растет из года в год.
Созданный памятник – бюст ученому и меценату В.В. Николаеву – эта серьезная совместная работа мастера ваятеля Альберта Чаркина и архитектора Юрия Павлова, вошедшая в сокровищницу чувашского изобразительного искусства, ставшая эталоном и классикой высокопрофессионального воплощения образа в материале. То непоказное достоинство, которое отличало нашего выдающегося земляка академика В.В. Николаева, та ответственность, которую он взял на себя, тот жизненный долг перед чувашским народом, который он исполнил, создав свои бессмертные труды – все это отчетливо прочитывается в этом монументе. В нем раскрыт чувашский характер, образ человека – нашего современника, посвятившегося себя служению своему народу. Это выдающееся произведение искусства проникнуто вдохновением, восторгом перед творческими силами чувашского гения.

Джалиль Гайнутдинов,
заслуженный художник Чувашии,
член Правления Союза художников Чувашии,
лауреат Премии им. Академика В.В.Николаева.

Имя Альберта Серафимовича Чаркина по праву стоит в первом ряду мастеров российского изобразительного искусства, его творения любят и знают в народе. Скульптор А.С.Чаркин - автор знаменитых памятников деятелям культуры, науки и искусства России и Чувашии. Всем известна его работа - бронзовое изваяние Петра Первого, которое торжественно и величаво встречает нас на Московском вокзале г. Санкт-Петербург, а также памятник академику В.В. Николаеву в Чебоксарах. Достижения выдающегося скульптора современности составляют незыблемую основу классического искусства; почетные звания и награды увенчивают талантливый и масштабный труд. Альберт Чаркин занимался и преподавательской деятельностью. Почти 10 лет он был ректором Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, а также многие годы выдающийся скульптор в качестве председателя Правления Союза художников Санкт-Петербурга оказывал всемерную поддержку развитию и укреплению молодых кадров чувашского искусства, много сделал для сохранения школы академического профессионального образования и воспитания мастеров искусства современной России и Чувашии. 

Рыбкин Анатолий Петрович
заслуженный художник Российской Федерации,
член-корреспондент Российской академии художеств
действительный член Петровской академии наук и искусств
народный художник Чувашии, доцент.

Теги:Теги: некрологи