Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

Состоялась конференция, посвященная творчеству Владимира Нагорнова

Состоялась конференция, посвященная творчеству Владимира НагорноваСостоялась конференция, посвященная творчеству Владимира Нагорнова

14 декабря в Чувашском государственном художественном музее  прошла научно-практическая конференция "Время. Стиль. Образ. Скульптор Владимир Нагорнов".

В профессиональном обсуждении современного значения скульптора и скульптуры в жизни города, региона и страны приняли участие журналисты, искусствоведы, художники и студенты из Чувашии и Марий Эл.

Директор ЧГХМ Г.В. Козлов выразил надежду, что проводить подобного рода мероприятия по итогам персональных выставок станет для музея хорошей традицией.

В рамках обсуждения речь зашла об особенностях представленной экспозиции и специфике выставок скульпторов-монументалистов. Геннадий Козлов подчеркнул, что к выставке была разработана серьезная концепция, скульптурные произведения привязаны к плоскостному изобразительному ряду, дающему возможность показать то, что невозможно привезти. Первый заместитель министра культуры В.Н. Оринов внес предложение показать выставку в других регионах, и первыми пожелали видеть ее у себя гости из Марий Эл.

В центре внимания оказались и особенности творчества скульптора. Доктор искусствоведения А.А. Трофимов  обратил внимание собравшихся на то, что Нагорнов является преданным последователем традиций Суриковской школы, а А.И. Мордвинова, автор книги о творчестве Владимира Порфирьевича, заметила:

- Реалистическую традицию этого автора можно принимать или критиковать сколько угодно, но в пространстве города его скульптуры живут и работают. Внутренняя жизнь им дает содержание, значение, наполняет их смыслом.

Такого уровня мастерства Владимиру Порфирьевичу удалось достичь как благодаря природному таланту, очень рано нашедшему выход в творчестве, так и  вследствие непрерывной упорной работы: в 90-е, когда мало кто из скульпторов оставался в творчестве, он смог сохранить в себе художника, хотя, как и многие тогда, был не очень востребован.

Архитектор, создавший с Нагорновым множество совместных проектов, Николай Угаслов сказал, что они оставили больший след в его душе, чем тысячи квадратных метров выстроенного жилья. Он поднял тему роли скульптора в жизни республики и назвал его "культурным достоянием чувашского народа". Эту мысль поддержали доктор права Бассам аль-Балауи и президент  Академии Художеств Мира Анатолий Силов: творчество Нагорнова сопоставимо с самыми высокими образцами скульптуры в мире.

Затем внимание собравшихся переключилось на конкретные произведения. Заведующий научным отделом ЧГХМ Г.Н. Иванов-Орков проанализировал роль монумента Матери-Покровительнице в городском пространстве:

- Этот памятник сегодня замыкает треугольник, который выстраивает систему координат нашего города.  Раньше она строилась всего на двух точках, одна из которых – памятник Чапаеву, а вторая – Монумент Воинской Славы. Оба этих памятника несли идею скорби и памяти о сложных исторических событиях. Монумент Матери, наоборот, выводит на первый план идею объединения. Он энергетически охватывает центр старого города как центр чувашского мира, и идеи войны растворяются в этом духе нового созидания.

Не был обойден вниманием и любимый памятник самого скульптора – "Стрижи. Память", что в д. Эльбарусово. Владимир Порфирьевич, объясняя пришедшим на конференцию студентам, что каждое произведение должно быть найдено не только пластически, по форме, но и прежде всего, по содержанию, привел в пример историю создания этого памятника.

- Когда я размышлял над ним, приходили разные идеи, даже больше сюрреалистические, но я понимал, что такая скульптура со своими непривычными, устрашающими формами будет тяжело восприниматься родными, которые и так много пережили. И тогда я решил образ иносказательно, через аллегорию, своеобразный пластический ход. И стрижи стали воплощением душ погибших, кружащихся над этим местом.

Все участники конференции были единогласны во мнении: Владимир Нагорнов, продолжатель классических традиций Бабурина, Бондаренко, Кербеля, обладает огромным потенциалом для того, чтобы вырастить плеяду собственных учеников, которые вдохнут новую жизнь в скульптуру Чувашии.

На конференции поднимались также многие другие вопросы: о связи скульптуры и туристической привлекательности города и республики, о необходимости развивать парковую скульптуру и завершать благоустройство Чебоксарского залива, о важности финансовых вливаний в благоустройство малых городов и сел республики. И по ее итогам стало понятно, что скульптура – это не просто один из видов изобразительного искусства, интересный профессионалам и поклонникам,  что она, формируя образ города, живо волнует большинство его жителей.

Теги:Теги: художественный музей