Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В Петербурге открылась выставка книжной графики Виктора Бритвина

В Петербурге открылась выставка книжной графики Виктора БритвинаВ Петербурге открылась выставка книжной графики Виктора Бритвина

Впервые в Петербурге вниманию зрителей представлена выставка Заслуженного художника РФ, мастера книжной графики Виктора Бритвина.

Виктор  Бритвин  известен  также  своими станковыми работами.  Но  основу этой экспозиции  составили преимущественно его  черно-белые иллюстрации к книгам издательства  "Детская литература"", выходившим  в 1980 - 2010-е годы  в серии "Школьная библиотека"  В монохромной графике, технически аскетичной,  художник  минимальными средствами достигает  и общей изобразительной красоты книги,  и такой визуальной содержательности, что максимально  способствует  погружению читателя в текст.

Сочетание глубины психологических характеристик героев с точностью деталей, безупречное знание  истории материальной культуры и убедительность фантазии, умение выстраивать изобразительный аналог литературного текста делают иллюстрации этого художника долгожданным явлением для читателей. Каждый раз иллюстрации В. Бритвина  поражают   своим техническим разнообразием, в котором, тем не менее, угадывается и стиль, и авторский почерк художника.

Если одни иллюстрации [например, заставки к "Оводу" Э. Войнич (Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1988), иллюстрации к "Ревизору" Н. Гоголя (М., "Детская литература", 2011)] раскрывают нам В. Бритвина как мастера лаконичных обобщений, где силуэтные пятна становятся великолепным выразительным средством для емких характеристик героев, то в других – [например, к "Махоньке" А. Рогова (М., "Детская литература", 1987), "Повести о великом поморе" Н. Равича (изданной в сборнике рассказов С. Андреева-Кривича и Н. Равича "Повести о Ломоносове" – М., "Детская литература", 2011) – очевидно желание художника выразить дух эпохи через деталь, воспроизведение исторического быта, костюма, пейзажных декораций. Этим самым художник  воссоздал  для нашего современника сложную,  трудно постижимую в своей инаковости  картину старой России.

Ряд "сказочных" иллюстраций выдает в художнике В. Бритвине изумительного стилизатора, способного для читателя создать ощущение листания старинного иллюстрированного издания. В такой книге - любовь художника ко всему историческому антуражу: костюмам, прическам, архитектуре, а также к листочкам и травиночкам неотделима от понимания качества общей декоративности страницы. Таковы иллюстрации к сборнику "Русских богатырей" (М., "Детская литература", 2002), сказкам Шарля Перро (сборник сказок Ш. Перро. М., "Детская литература", 2009; переиздан в 2011 г.) и Оскара Уайльда (сборник сказок О. Уайльда. М., "Детская литература", 2004).

Еще одно стилистическое направление книжной графики В. Бритвина - набросочно-эскизные иллюстрации к рассказам А. Чехова (сборник рассказов – М., "Детская литература", 1999 г.; переиздание "Лошадиная фамилия: Рассказы и водевили", М., "Детская литература", 2015) и новеллам О. Генри (сборник новелл О. Генри - М., "Детская литература". 2002г.), созданные как будто очень быстро, в которых юмор и добрая ирония возникают тоже как будто  случайно.

В другом ряду находятся рисунки к сатирическим произведениям М. Салтыкова-?едрина (М., "Детская литература", 1999, 2003) и прозе Н. Лескова (Сборник повестей Н. Лескова – М., "Детская литература". 2001г.). В них контурная линия словно возникает из самой литературной ткани произведений.

На выставке представлены черно-белые тоновые акварельные рисунки для "Собачьего сердца" и "Дьяволиады" М. Булгакова (сборник "Собачье сердце", М., "Детская литература", 2004, переиздана – 2012 г. и 2015 г.), перовые рисунки тушью, где линия вступает в диалог с пятном - к рассказам А. Ремизова, карандашные и акварельные иллюстрации к "Чингисхану" В. Яна (М., "Детская литература", 2015), похожие на документальную хронику давних лет.

Стилистика каждого из перечисленных иллюстративных циклов последних лет – так своеобразна, что, кажется, выстраивается как антитеза по отношению к предыдущим циклам. Однако находимое художником В. Бритвиным стилистическое решение обусловлено его поиском наиболее соответствующей замыслу произведения интонации. Складывается она далеко не только из соблюдения исторического контекста, но и из поиска художником некоего нового свойства изобразительных решений, которые часто, будучи наделенными экспрессией, могли бы отразить общий дух и атмосферу того или иного художественного литературного текста.

Сегодня, когда иллюстрация переживает период концептуальных исканий, порой подвергая ревизии саму идею следования тексту, книжная графика Виктора Бритвина, кажется безотносительной КЛАССИКОЙ, к которой хочется обращаться вновь и вновь. Может быть, потому, что мастерство и талант, знания и фантазия этого художника в иллюстрации неразделимы с пониманием ее предназначения и смысла. А может и потому, что бритвинская графика отсылает нас к некой строгой, организующей красоте визуального пространства книги, в которой по-прежнему должно быть все прекрасно.

Теги:Теги: выставки