Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В художественном музее состоялся круглый стол, посвященный творчеству А.А. Кокеля

В художественном музее состоялся круглый стол, посвященный творчеству А.А. КокеляВ художественном музее состоялся круглый стол, посвященный творчеству А.А. Кокеля

31 марта в Чувашском государственном художественном музее состоялся круглый стол "Значение творчества А.А. Кокеля в художественном наследии Чувашии", приуроченный к 135-летию художника.

Активное участие в работе приняли ведущие ученые Чувашии и исследователи творчества Кокеля из отдела искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук (А.А. Трофимов, Ю.В. Викторов, А.И. Мордвинова, М.Г. Кондратьев), Чувашского государственного университета (В.А. Васильев), Чувашского государственного художественного музея  (Г.Г. Исаев, Г.Н. Иванов, Н.И. Садюков), В.И. Макаревский, а также Первый заместитель Министра культуры Чувашии А.И. Алексеева.

А.И. Алексеева поприветствовала собравшихся и отметила, что круглый стол – это одно из мероприятий в череде юбилейных событий.

Модератор круглого стола, Г.Н. Иванов-Орков обозначил проблему, связанную с исследованием творчества Кокеля: в Чувашии с ним познакомились в 1964 году, а юбилейная выставка 1980-го года открыла творчество художника широкой общественности. Именно в это время была привезена в Чувашию основная часть его творческого наследия и издан каталог ("Кокель" - А.Г. Григорьев при участии Н.И. Садюкова). Но в 80-е годы искусствоведение опиралось на другие принципы – преобладали социальные оценки, и сейчас опираться на них не совсем корректно. Круглый стол призван закрепить новые оценки творчества Кокеля, осветить сложные моменты его биографии.

Доктор искусствоведения А.А. Трофимов подчеркнул, что А.А. Кокель – крупная фигура в чувашском изобразительном искусстве, рассматривать которую необходимо с разных сторон, причем одна из наименее изученных – это творчество художника.

Авторы статей, вошедших в сборник, выпущенный по итогам конференции в 1980 году, утверждают, что Алексей Афанасьевич – ярый реалист и соцреалист. Но кроме реализма в его творчестве есть и  импрессионизм, и экспрессионизм – это прослеживается во многих его работах. 

А.А. Трофимов продемонстрировал собравшимся недавно полученную фотографию живописного портрета А.А. Кокеля, выполненного его учеником, Е.П. Светличным в последние годы жизни художника.

Ю.В. Викторов и А. И. Мордвинова в своих выступлениях анализировали имеющуюся на настоящий момент  литературу, посвященную творчеству и биографии Кокеля (уделив особое внимание книге В.А. Васильева), и пришли к выводу, что роль Кокеля в изобразительном искусстве Чувашии и в мировом искусстве, в основном, оценивается не достаточно объективно и не точно в искусствоведческом плане. В.И.  Макаревский также внес некоторые уточняющие сведения, касающиеся биографии художника: в частности, он уточнил, что Кокель занимался в мастерской Репина, но в то же время не являлся его непосредственным учеником, так как самостоятельным руководителем группы, в которой учился Кокель, был Д.Н.  Кардовский.

Основная дискуссия развернулась вокруг роли, которую играет творчество Алексея Афанасьевича в чувашском, российском и мировом искусстве, а также в истории русского и мирового авангарда. Исследователи сошлись на том, что критерии, позволяющие это место определить, еще недостаточно разработаны.

Доктор искусствоведения М.Г. Кондратьев сформулировал задачу для искусствоведческого сообщества на ближайшее время: максимально уточнить фактологический материал, связанный с биографией и творчеством художника.

Г. Г. Исаев поделился с собравшимися результатами атрибуции работы "Скульптурный портрет на фоне балкона". Опираясь на описание мастерской Кокеля в Харькове, приведенное в книге В.А. Васильева, а также на особенности стилистики живописи художника во второй половине 1910-х гг. он выяснил, что работа написана в харьковской мастерской художника в промежутке между 1916 и 1920-ми годами.

Доктор искусствоведения В.А. Васильев поделился с собравшимися информацией о том, что в следующем году предполагается сделать выставку работ Кокеля в Государственном музее Востока, и обратил особое внимание собравшихся на работы "Единоличница" и "Селянин", призвав к более детальному их анализу.

Н.И. Садюков, бывший главным хранителем музея в годы, когда формировалась основная часть музейной коллекции кокелевских работ, рассказал о том, как они попали в фонды. Он также обозначил еще одну важную проблему, связанную с работами А.А. Кокеля в собрании ЧГХМ: многие работы двусторонние, реставрировать их особенно сложно, а для их экспонирования нужны особые условия и материалы, а также соответствующие комментарии, чтобы они смогли, наконец, предстать перед широкой общественностью.  Четырнадцать холстов имеют изображение на обеих сторонах, но увидеть оборотную сторону даже у тех работ, что экспонируются в залах ("Селянин"/ эскиз к картине "В чайной", "Этюд головы мальчика"/ "Мужской портрет", "Натурщик в синей косынке"/ "Композиция с охотниками", "Мужской торс"/ "Женщина в бордовой шали", "Обнаженная модель"/ "Мальчик в красной рубахе"), можно пока только по особой договоренности.

Теги:Теги: художественный музей Кокель