Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

XXIV Международный оперный фестиваль им. М. Д. Михайлова - День четвёртый. "Русалка"

XXIV Международный оперный фестиваль им. М. Д. Михайлова - День четвёртый. "Русалка"XXIV Международный оперный фестиваль им. М. Д. Михайлова - День четвёртый. "Русалка"

«По камушкам, по жёлтому песочку пробегала быстрая речка...» Голос Наташи, мёртвенно-серебристый, словно студёная вода в ключе, уже без прежней человеческой теплоты и душевности, воспарил над суматохой свадебного пира. В партитуре «Русалки» вы не встретите ни мясистых тутти, ни концептуальных мотивных разработок, ни богатого мелодизма. Музыкальная мысль проста и непритязательна. Однако Александр Даргомыжский, на первый взгляд незатейливый и невзыскательный, фактически шагнул в будущее. Он преобразовал сладкое bel canto, привезённое Михаилом Глинкой из Европы, в активную музыкальную речь и заставил певцов мыслить, а не «чеканить» колоратуры, что продолжил впоследствии Модест Мусоргский. Труппа и симфонический оркестр Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина выступали у нас неоднократно. Например, чебоксарские зрители по сей день помнят их «Ивана Сусанина» и «Бориса Годунова». И вот теперь – «Русалка» на XXIV Международном оперном фестивале им. М. Д. Михайлова. К слову, буквально неделю назад мы возили на нижегородскую «Болдинскую осень» национальный балет «Сарпиге». 28 ноября коллеги из соседнего региона прибыли к нам с ответным визитом.

Нижегородский театр издавна славится постановочной добротностью, которой так не хватает в современном оперном мире. Бережное сохранение традиций прошлого всегда было творческим кредо этого коллектива, повлиявшим и на постановку «Русалки». Драматургия спектакля построена на взаимодействии двух контрастных миров, которые проникают друг в друга, сплетаются в причудливых гибридах и показывают неоднозначность нашей жизни. С одной стороны – земные передряги Князя заслуженного артиста России Сергея Перминова и Княгини лауреата международных конкурсов Татьяны Гарькушовой, «увешанных» всяческими музыкальными «блестяшками», как дешёвой бижутерией, и статичными от первого до последнего такта. С другой – таинства подводного царства, отданные на откуп балетной труппе и хору. Есть ещё бытовые, фоновые фигуры Ольги дипломанта Всероссийского конкурса Веры Харитоновой, Свата заслуженного артиста России Владимира Кубасова и Дружки Михаила Ефремова. Несмотря на прозрачность партитуры, оркестр под управлением уже любимого чебоксарскими зрителями Сергея Вантеева поражал штриховой сочностью, стремительностью динамических нагнетаний и роскошной тембровой игрой.

Образы Наташи и Мельника – единственные в опере, данные автором в развитии, так что именно на них лежит основная музыкальная и драматургическая «ответственность». Оба одиноки, чураются общества и «мутируют» из неуютной реальности в мистическую потусторонность. Наташа лауреата Всероссийского конкурса Надежды Масловой и Мельник лауреата международных конкурсов Виктора Ряузова, без сомнения, были сегодня «в одной упряжке». Она ни с кем не делилась женским кокетством и не привыкла искушать, маня непокорностью духа, достойной самого бравого воина. Ведь она изначально догадывалась, что Князю не нужна бедная, безродная девка. Но всё-таки кинулась к нему, развенчав нравственность и отпустив вожжи, как в омут с головой, сгорая здесь и сейчас, будто в ней изначально сидела эта уверенность в несбыточности своего «завтра». В её жилах уже тогда текла холодная русалочья кровь, что подчёркнуто не только драматически, но и интонационно. Мельник из бойкого, залихватского мужика удаляется в сумасшествие отшельника. И вот уже он видит себя вороном. Вокальная линия ломает весёлую песенность на диссонирующую угловатость.

Не каждая европейская опера может похвастаться такой трансформацией образов.

Текст: Мария Митина
Фото: Евгений Добрынкин, http://opera21.ru/

Теги:Теги: Международный оперный фестиваль Чувашский государственный театр оперы и балета