Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В Чувашском ТЮЗе прошел показ спектакля "Чĕрĕ Сăмах" (Творящее Слово)

В Чувашском ТЮЗе прошел показ спектакля "Чĕрĕ Сăмах" (Творящее Слово)В Чувашском ТЮЗе прошел показ спектакля "Чĕрĕ Сăмах" (Творящее Слово)

В Чувашском театре юного зрителя в рамках лаборатории детской национальной драматургии состоялся показ спектакля «Чĕрĕ Сăмах» (Творящее Слово). Автор драматургической основы и спектакля Иосиф Дмитриев предлагает путешествие по миру чувашской поэзии. Произведения четырёх национальных авторов: Михаила Сеспеля, Петра Хузангая, Василия Митты и Геннадия Айги обретают плоть на сцене театра. Конкретизированный жанр действия – музыкально-поэтическое ревю – даёт возможность верно воспринять режиссёрский замысел.

Вообще, особенностью творчества Дмитриева является проблема национальной самоидентификации, возвращения к истокам, к корням, которые давно растворились в сознании современных чувашей, превратившись в отдельные обрывки. Дмитриев же стремится пробиться сквозь корку поверхностности и штампов, докопаться до сути. Данный спектакль в этом смысле не стал исключением. Режиссёр не лукавит, не заумствует – говорит о наболевшем языком ярких метафор.

Действие условно делится на четыре части, каждая из которых посвящена творчеству одного из поэтов. Появляясь перед зрителем, каждый поэт проживает определённый этап своей жизни, повлиявший на его творчество и мировоззрение. Объединяющим является стремление всех поэтов к истокам родного народа, родной культуре.

Режиссёр стремится к документальной точности, обращая внимание на конкретные биографические аспекты жизни поэтов. Революционные восторги Сеспеля, вынужденная и специфическая пасторальность Хузангая, смиренно-гордое творчество Митты, космос поэзии Айги – все особенности творчества поэтов в конце концов сходятся в одном: в своих истоках, зиждущихся на святых постулатах, сформулированных во всём народном творчестве, – почитание родителей, родной земли, Бога.

Сценография способствует раскрытию идеи. В центре композиции покатый в сторону зала помост. На нём, как на пьедестале, по очереди появляются поэты, проживают свою жизнь с падениями и подъёмами. Холщёвые кулисы, элементы вышивки подчёркивают самобытный контекст.

Задник на протяжении всего спектакля служит экраном для проекций – портреты поэтов, картины народной жизни, войны, звёздного неба – помогают погрузиться в мир спектакля. Между тем, отдельные проекции не складываются (в отличие от ткани спектакля) в единое целое, они разрозненны, обрывочны, в них категорически нет единства.

Музыка, специально написанная для спектакля, глубока и содержательна, она подпитывает действие, расставляя верные акценты, заполняя паузы, создавая сквозное развитие. Однако электронная обработка музыкального сопровождения уводит от адекватного восприятия.

Актёры смогли воплотить замысел автора, поняв и прочувствовав материал, сумев донести любовь, боль, отчаяние, радость – всё то, чем наполнена чувашская поэзия. Всех четырёх поэтов играет Сергей Никитин, играет прочувствованно, глубоко. Отличная сценическая речь артиста доносит до уха каждый нюанс. Впрочем, и весь актёрский состав может похвастаться отличным владением слова.

Остальные персонажи названы условно: Мужчина, Женщина, Ребёнок, Любимая – это собирательные образы, это и адресаты поэтов, и национальная культура, воспитавшая и питавшая их, и тот идеал, к которому они (поэты) стремились. Василий Павлов, Алевтина Семёнова, Наталья Шамбулина, Алина Зайцева – исполнители этих персонажей смогли наполнить роли глубокой философией.

Несмотря на то, что спектакль адресован ученикам старших классов, он интересен и, безусловно, полезен всем тем, кому интересна судьба чувашского народа, его история.

Сергей Фишер

Теги:Теги: театр юного зрителя спектакли