Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В художественном музее открывается выставка коллекции портрета первой половины XIX в.

В художественном музее открывается выставка коллекции портрета первой половины XIX в.В художественном музее открывается выставка коллекции портрета первой половины XIX в.

В Московском музее-усадьбе Останкино хранится интересная коллекция русского акварельного и карандашного портрета первой половины XIX в. – времени расцвета этого жанра. 48 работ из собрания коллекции будут представлены на выставке, которая откроется 17 октября 2014 г. в Отделе русского и зарубежного искусства Чувашского государственного художественного музея.

Выставка  включает произведения, как прославленных художников-графиков, так и мастеров менее известных или незаслуженно забытых. Среди них есть работы и столичных знаменитостей – П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Рокштуля, М.И. Теребенева, Т. Райта и московских художников – А.И. Стрелковского, Н.И. Подключникова,  И.И. Жерена, и иностранцев, работавших по заказам русского двора – блистательного французского портретиста Ж.Б. Изабе и его ученика Ж.А. Беннера.

Дополнят выставку ряд предметов декоративно-прикладного искусства первой половины XIX в., аналогичных тем, что служили аксессуарами портретов.

Русский графический портрет – самобытное явление, связанное одновременно с общестилевыми и с историческими сдвигами, произошедшими в Европе в начале XIX века. С одной стороны, на его популярность оказали влияние тенденции набиравшего силу сентиментализма с его интересом к приватной стороне жизни и прямой апелляцией к чувствам,  с другой – изменившиеся условия жизни в стране, разоренной наполеоновским нашествием. На смену пышным дворцам с портретами предков на стенах многочисленных парадных залов пришли небольшие уютные особнячки с низенькими антресолями в мезонинах. Акварельный или карандашный портрет был мобилен и вместе с тем достаточно представителен, чтобы  заменить собой громоздкие живописные полотна, а сама техника позволяла художнику использовать большую непосредственность в передаче душевного облика модели. Расширился и круг заказчиков – недорогие акварельные портреты были по средствам не только дворянам, но и небогатым купцам. Со временем появились мастера, специализировавшиеся только на этом жанре, конец широчайшей популярности которого положило повсеместное распространение во второй половине столетия более дешевой фотографии.

К сожалению, бумага и акварельные краски – очень хрупкие материалы. Даже без риска порчи от пожара они страдают от света и влаги. Поэтому каждый дошедший до нас графический портрет – маленькое чудо, которое следует тщательно беречь. Именно по этой причине невозможна постоянная экспозиция портретной графики, ей суждено храниться в темноте и показываться лишь на недолгих временных выставках. Выставка из музея-усадьбы Останкино – одна из редких возможностей для зрителя увидеть уникальные произведения «вживую» и оценить всю прелесть маленьких шедевров, привлекающих изысканностью колорита и поистине виртуозной техникой  владения  карандашом или кистью.

Теги:Теги: художественный музей выставки