Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

Известному чувашскому литературно-художественному журналу "Сунтал" 90 лет

Известному чувашскому литературно-художественному журналу "Сунтал" 90 летИзвестному чувашскому литературно-художественному журналу "Сунтал" 90 лет

В 2014 г. исполнился бы юбилей известному чувашскому литературно-художественному журналу «Сунтал» (Наковальня). Он начал свое существование в 1924 г., 90 лет назад. Издавался ежемесячно как орган Союза чувашских советских писателей. В своих номерах печатал не только произведения литературы, критические статьи по искусству, но и освещал культуру республики в целом. В связи с наступившей Великой отечественной войной журнал приостановил свою деятельность. С 1946 г. выпуск возобновился, но уже под другим названием – «Ялав» (Знамя). В 1984 г. журнал награжден орденом «Знак почета». В 2007 г. перестал существовать. 

В конце 1920-х гг. на первых страницах обложки журнала наряду с фотографиями стали печатать и цветные иллюстрации, выполненные художниками. Эта тенденция получила развитие и продержалась до середины 1930-х гг., когда не только первая, но и четвертая страницы обложки журналов стали цветными. С журналом стали работать многие чувашские художники, иллюстрируя каждый номер своими произведениями. Некоторые варианты сохранились в Чувашском государственном художественном музее, что очень важно для истории не только журнала, но и Республики в целом – ведь это труд, бесценный и неоспоримый. 

Свой след в памяти читателей «Сунтала» оставил и Н. К. Сверчков, который приехал в Чебоксары в 1930-е г. Первые иллюстрации Никиты Кузьмича в журнале появились в девятом номере 1934 г.: это были заставка и четыре рисунка, выполненные пером и тушью для рассказа чувашского писателя Данилова-Чалдуна «В казарме». В десятом номере журнала за тот же год размещаются иллюстрации художника к рассказу Данилова-Чалдуна «На станции». Композиция рисунков строится на преобладании экспрессии коротких линий-штрихов, которые подчеркивают драматизм изображенных сюжетов из жизни сибирских партизан. Из одной полосной заставки и четырех иллюстраций, напечатанных в журнале, два графических листа к рассказу хранятся в фондах Чувашского государственного художественного музея. Кроме этого, в музее сохранился и эскиз цветной обложки одиннадцатого номера журнала «Сунтал», исполненный Н.К. Сверчковым акварелью. Обложка посвящена 17-летию Октябрьской революции, где доминирует красный цвет развевающихся полотнищ с призывными лозунгами. Еще много выпусков журнала иллюстрировал Н. К. Сверчков, но вскоре прервал свою связь с ним, так как с конца 1930-х по 1940-е гг. становится штатным сотрудником журнала «Капкан».

Кроме Сверчкова с «Сунталом» сотрудничал и М. С. Спиридонов, который очень успешно показал себя не только в живописи, но и в графике, создавая столь интересные обложки для журнала. Один из эскизов хранится в ЧГХМ, а остальные обложки, выполненные художником, можно посмотреть здесь.

Журнал «Сунтал» жив до тех пор, пока хранится память о нем в сердцах тех, кто знаком с его историей, статьями, рассказами и другими публикациями. Жив он еще и потому, что Чувашский государственный художественный музей взял на себя обязанности о сохранности той малой частички жизни журнала, которая останется в истории еще надолго, радуя зрителей и жителей города шедеврами искусства чувашских художников.

Теги:Теги: писатели художественный музей чувашский язык чувашская культура