Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В художественном музее открывается выставка народного художника Чувашии Раисы Терюкаловой

В художественном музее открывается выставка народного художника Чувашии Раисы ТерюкаловойВ художественном музее открывается выставка народного художника Чувашии Раисы Терюкаловой

7 февраля 2014 г. 16.00 час. в залах Чувашского государственного художественного музея состоится открытие выставки, посвященной 75-летию народного художника Чувашии Раисы Терюкаловой. В экспозицию вошли произведения художника не только из частных коллекций, но также и из собрания Чувашского государственного художественного музея.

Раиса Терюкалова – живописец, автор ряда серий мебельно-декоративных тканей, портьерных и мебельных гобеленов. Заслуженный художник Чувашской Республики, народный художник Чувашской Республики.

Первое, чем наделила ее природа - талант живописца и особый дар видеть мир во всей его многоцветной красоте. Она реализовала себя в разных видах искусства. Будь то живописные полотна, гобелены или роспись на ткани - все в ее творчестве получает высокое качество.

Родилась Раиса Фоминична 8 января 1939 года в селе Кувакино Алатырского района. Она считает, что тяга к искусству у нее от отца - человека от природы смекалистого и разносторонне одаренного. Получив аттестат зрелости, в 1956 году Раиса Терюкалова на свой страх и риск поехала в Чебоксары с целью поступить в художественное училище. Получив диплом учителя рисования и черчения в 1961 году, она решила продолжить свое художественное образование и тогда же поступила в Ленинградское высшее художественно - промышленное училище имени В.И. Мухиной по специальности "художник по мебельно-декоративным тканям" (1961-1967). Училась ровно по всем предметам, но все же, предпочтение отдавала живописи и композиции. Успешно окончив институт, Раиса Фоминична могла остаться в Ленинграде, но побоялась его сырой, неприютной погоды. Молодая художница искренне думала, что она необходима своей республике, представляла, как она будет поднимать гобеленное производство на Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате. Проработав на комбинате более 3-х лет, перешла работать в Художественный фонд, через несколько лет вновь вернулась на комбинат, где в течение семи лет руководила работой художественной мастерской ткацкой фабрики № 3.

Живописные композиции Раисы Терюкаловой полны скрытого драматизма, а гобелены – всегда глубоко лиричные: и по тематике, и по колориту прослеживалась их тесная связь с Чувашией, с ее природой, с образами ее трудолюбивых женщин и девушек.

«Мне всегда хотелось заниматься портретом, мне казалось – это мое. Человек – самое интересное для меня», - откровенно признается Раиса Фоминична. Ее портреты  отличаются тонким чутьем и восприятием человека через цвет: их объединяет духовное родство всех персонажей, их живописная поэтизация, возвышенная сосредоточенность, хотя ни композиционным, ни колористическим строем работы не повторяются.

Привлекательны и графические портреты (акварель, карандаш, уголь, сангина), где упор в основном делается на выразительную пластическую линию как на главное изобразительное средство.

В последних полотнах наблюдается некоторый отход от живописной манеры первых лет творчества – на смену повышенной декоративности, силе выразительности цвета и неудержимой энергии мазка приходит большая живописно-пластическая гармония. Ранний живописный экспромт перерастает в полотна более масштабного звучания, что наглядно свидетельствует о динамике творческого роста автора.

Многолик предметный мир в натюрмортах художницы: садовые и полевые цветы, фрукты, овощи, рыба, домашняя утварь и произведения народного прикладного искусства. Разнопланов ее натюрморт и по тематике. К 20-летию полета Ю.А.Гагарина в космос было написано торжественное и многозначительное по своему звучанию полотно «Апрель 1961 года» (1981). Бесхитростный и очень теплый по содержанию натюрморт «Крестьянский» (1983) возвращает нас к нашим истокам и корням и языком символов напоминает нам о первооснове всей человеческой жизни – труде.

Программными выглядят произведения «Сурпан» и «Моя Чувашия» (1985-1986), посвященные родной республике и воспевающие богатое наследие чувашского народа в прикладном искусстве.

На сегодняшний день Раиса Фоминична сумела сохранить свой стиль, свое индивидуальное начало во всех видах и жанрах. Она вновь и вновь берется за кисть, на глазах рождаются картины-размышления, в результате чего холст преображается в живописное произведение. Художница в очередной раз как бы говорит сама себе: "Стоит жить на свете, чтобы еще раз испытать минуты вдохновения и восторга!"

Теги:Теги: художественный музей выставки