Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

На XII съезде Союза композиторов Чувашии прозвучало новейшее национальное искусство

На XII съезде Союза композиторов Чувашии прозвучало новейшее национальное искусствоНа XII съезде Союза композиторов Чувашии прозвучало новейшее национальное искусство

Большим событием культурной жизни Чувашии стал прошедший 18-19 декабря 2013 года съезд Союза композиторов Чувашии. Форум подвёл итоги работы композиторов и музыковедов за пять лет и определил пути дальнейшего развития чувашского национального музыкального искусства. Данью памяти классика чувашской музыки Филиппа Лукина, 100-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году, стоявшего во главе Союза композиторов в 1948–1977 годы, стало открытие съездовской программы песней Ф. Лукина «Тăри» (Жаворонок) на стихи Аркадия Эсхеля. Исполнил произведение лауреат международного и всероссийского конкурсов хор Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, где Филипп Лукин проработал более 30 лет (1959–1992). Талантливый коллектив также представил слушателям обработку чувашской народной песни «Тăрна» (Журавушка) Асхата Юнисова и приветственное сочинение Ларисы Быренковой «Шупашкар» (Чебоксары) на стихи Раисы Сарби.

Имя Филиппа Лукина тесно было связано и с Чувашским государственным ансамблем песни и танца, главным исполнителем хоровой программы съезда. Руководителем старейшего в Чувашии коллектива композитор проработал в 1942–1956 годы. Академический ансамбль, возглавляемый народным артистом России Юрием Васильевым, выступил с премьерой двух произведений Александра Васильева - циклом для мужского хора в 8 частях «Чунăм çунса тěлпулать» (Душа, сгорая, испепелилась) и циклом для женского хора в 12 частях «Хěвел тухать» (Солнце всходит). Оба сочинения написаны на стихи Петра Эйзина. Это одни из последних партитур талантливейшего чувашского композитора (1948-2012), творчество которого обрело статус национального достояния и на мировом уровне заявило о достижениях чувашской композиторской школы.

В последние годы Александр Васильев сочинял много хоровых произведений, в основном циклических. В Государственный ансамбль для исполнения принёс он 13 тетрадей своих произведений. «Композитор оставил очень большое количество партитур, которые нам стоит ещё изучить, - отметил дирижёр Юрий Васильев. - Среди них 6 томов «Молитвы и песнопения», подобные мессам Баха. Там по 28 частей в каждом томе. Ансамблем песни и танца уже записано 5 кантат, скоро будет записан целый диск из 6 хоровых циклов Александра Васильева».

Для солистов Ансамбля песни и танца композитор и музыковед Александр Осипов на основе народных песен написал серию оригинальных вокальных и инструментальных обработок. В концерте в сопровождении инструментальной группы ансамбля прозвучали 4 песни из составленного им сборника «В.П. Воробьёв. Чувашские народные песни». Это «Ыраш акаççě» (Сеют рожь), «Сивě çырма пуçěнче» (У холодного оврага), «Мулкач юрри» (Песня зайца) и «Шали-шали шаланкă» (Поёт чибис). Их исполнителями были Ольга Васильева, заслуженная артистка Чувашии Рена Грачёва, Андрей Игнатьев и заслуженная артистка Чувашии Ольга Лукова. На съезде Александр Осипов показал и Новеллетту для скрипки соло, отлично сыгранную Андреем Осиповым.

Хор Ансамбля песни и танца с тонким юмором исполнил хоровые миниатюры а capella на чувашские народные тексты Ларисы Быренковой - «Пăраски» (Прасковья) и «Мěн тăвас» (Что делать?). Несколько лет назад Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца выпустил на сцену большую народную обрядовую композицию «Сурхури» (Рождественские игры), отмеченную Грантом Президента Чувашской Республики. В концерте были исполнены 3 части из этой вокально-хореографической сюиты с музыкой Лолиты Чекушкиной и народными текстами - «Лапка-лапка юр çăвать» (Снег идёт), «Сурхури пички» (Рождественский подарок) и «Сурхури, сурхури» (Рождественские частушки). Яркое, талантливое, зримо театрализованное произведение эмоционально было созвучно нашим радостным предпраздничным дням.

Свои оригинальные ноты в партитуру съезда вписала музыка Аниты Лоцевой, прозвучавшая в первом концерте хоровой и камерной музыки в филармонии и на авторском юбилейном концерте, состоявшемся в Чебоксарской детской музыкальной школе №3, где работает композитор. Хор ДМШ (руководитель Кристина Щипилина) представил диптих: «Балканский экспромт» и плясовую «Кукушечка кукует» на стихи Хведи Чăваш. На балалайке солировала Татьяна Александрова, за роялем была автор. Маленькая Екатерина Константинова умилительно спела песню «Блещет стеклянный каток», а меццо-сопрано Инна Васильева исполнила эмоционально глубокие романсы «Как во тёмном бору цветы алые» на народные слова и «Годы бегут» на стихи Михаила Юхмы из цикла «Девушка говорит».

Завершил программу съезда концерт симфонической музыки, исполнителем которой была Чувашская государственная академическая симфоническая капелла под управлением художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России, профессора Мориса Яклашкина. Коллектив на международном и всероссийском уровнях пропагандирует музыку современных чувашских композиторов. Как отметил председатель Союза композиторов Николай Казаков, подобное редко встречается в соседних республиках, и тем более чувашские авторы благодарны своим исполнителям.

Концерт открыло исполнение последнего симфонического произведения Александра Васильева - Сюиты для оркестра «Чувашские напевы». Замечательное сочинение можно поставить в один ряд с опусами И. Стравинского и Р. Щедрина. Сюита заявила о появлении нового направления в последний период творчества чувашского композитора – стремления к лаконизму, афористически концентрированному выражению творческой мысли. В «Мужицком переплясе» автор жанрово сочно передал атмосферу народного гулянья. В «Жалобе» слышались смиренная скорбь, робкая надежда и нечто от скорбных хоралов П. Чайковского. «Веснянка» утверждающе завершила трёхчастную сюиту всплеском, напором позитивных эмоций.

Безвременно ушедшему Александру Васильеву Юрий Григорьев посвятил Партиту для малого симфонического оркестра в 4-х частях. 1 часть – Moderatoespressivosonore, 2 – Фуга, 3 – Adagio, 4 – «Турмышские частушки». В своей новой работе композитор показал себя серьёзным, глубоким, тонким художником. В новых гранях лирического творчества – взрывчатых, импульсивных предстал Андрей Галкин в Фантазии для фортепиано с оркестром, где солисткой была заслуженный работник культуры Чувашии Марина Саприко. Позитивный настрой форума композиторов сконцентрировало исполнение Капеллой «Поэмы о Чебоксарах» «Ěмěр пул, Шупашкар!» Ларисы Быренковой на стихи Раисы Сарби. Солировали Наталья Григорьева и Юрий Унегеров.

XII съезд Союза композиторов Чувашии подарил слушателям широкую гамму художественных эмоций, познакомив с творчеством чувашских композиторов-профессионалов, создающих национальное искусство XXI века.

Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии

Теги:Теги: Союз композиторов Чувашии