Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В Театре юного зрителя прошла премьера спектакля "Чĕрĕ Сăмах"

В Театре юного зрителя прошла премьера спектакля "Чĕрĕ Сăмах"В Театре юного зрителя прошла премьера спектакля "Чĕрĕ Сăмах"

За короткое время в театре юного зрителя имени М. Сеспеля появились яркие, интересные и разные постановки по классическим произведениям. Это «Отцы и дети» И. Тургенева, «Лир патша» (Король Лир) У. Шекспира, «Кураж инкепе унăн ачисем» (Мамаша Кураж и ее дети) Б. Брехта. 10 декабря состоялась еще одна премьера – музыкально-поэтические ревю «Чĕрĕ Сăмах» (Творящее Слово) И. Трера. Благодаря новым спектаклям не только существенно обогатился репертуар ТЮЗа, они стали новым этапом художественного поиска театра, профессионального роста артистов и вызывали широкий общественный резонанс.

Спектакль режиссера Иосифа Дмитриева «Чĕрĕ Сăмах» (Творящее Слово) поставлен на грант Главы Чувашии Михаила Игнатьева и посвящен творчеству народной артистки СССР Веры Кузьминой, а также юбилею театра юного зрителя.

Это спектакль-обозрение чувашской поэзии XX века, времени поиска новых форм, нового слова. Автор пьесы обращается к поэтическому творчеству  Михаила Сеспеля, Петра Хузангая, Васьлея Митты, Геннадия Айги, каждый из которых - яркая личность со своим художественным миром. В спектакле эти «миры» объединяются «собирательным образом» Поэта, его роль исполнил молодой, талантливый артист театра Сергей Никитин.

В сценическое действо вплетены яркие иллюстрации стихотворений, поэм классиков, а также танцы, песни, реальность – в виде документальных кадров кинохроники, архивных фотографий. Военная шинель, железные цепи, кандалы на ногах, черная меченая накидка Поэта, виселицы  – яркие детали, характеризующие трагические страницы истории нашей страны.

Музыка композитора Лолиты Чекушкиной и Хор помогают зрителю лучше понять внутренний мир Поэта и те удары судьбы, обрушившиеся на Него (смерть отца, предательства, тюремные решетки, репрессии, ссылки…)

Постановка «Чĕрĕ Сăмах»  (Творящее Слово) осуществлена на малой сцене в традициях условно-символического театра, в жанре музыкально-поэтического ревю. В рамках гранта закуплено световое и музыкальное оборудование для малого зала и выездных спектаклей, оформлена сцена.

На спектакле присутствовали родственники Васьлея Митты – дочь Сильби, его сестра и внучка, сын Петра Хузангая – Атнер, поэты и писатели, учащаяся молодежь и учителя чувашского языка и литературы.

После просмотра состоялось обсуждение. Вот некоторые отзывы о спектакле:

Атнер Хусанкай:

«Иосиф Александрович хăй сăвăсене вăйлă вулать. Çак поэзи спектакльне вăл çамрăксене явăçтарнă.  Кунта эпир пĕлнĕ, темиçе хут вуланă йĕркесем çĕнĕлле курăнаççĕ, мĕншĕн тесен вĕсене сцена сăнарлăхĕпе çыхăнтарнă. Хăйне евĕрлĕ сюжет, чăваш çыннин ХХ-мĕш ĕмĕрхи кĕске историйĕ ку. Ман шутпа, питĕ кăмăллă ĕç, çĕнĕлле янăрать. Кун пеккине ас тумастăп».

Антонина Андреева, директор Музея М. Сеспеля:

«Кашни сăмахне сиктермесĕр, çăтса лартăм. Хăш-пĕр сăввисене пăхмасăр пĕлетĕп пулин те, сцена вĕсене тата тарăннăн кăтартса пачĕ. Эмоци питĕ вăйлă, вырăнăн-вырăнăн куççульсене тытса чараймастăн, ăçта та шăнтса яни те пулчĕ.  Мана çав тери килĕшрĕ».

Дмитрий Воробьев, философ:

«Несмотря на странную,  казалось бы, школьную форму, как спектакль по стихам, это очень серьезная вещь. Главный герой, который играл Поэта, действительно, очень хорош. Мне показалось, что он справился. Хотелось ему верить, сочувствовать. Я думаю, растет хорошая смена».

Марина Карягина, журналист, поэтесса:

«Паян поэзи çынна уйрăмах кирлине туйса пурăнатăп эпĕ. Чунĕ ыйтать ăна, ун енне туртăнать çын. Шкул ачисене çак спектакле килсе кăтартмаллах. Сăввисене пĕлетĕн, режиссер урăхла пăхма сĕнет, çакă паха та. Чуна пырса тиврĕ: кĕрсе каятăн, ăçта ларнине манатăн. Кăткăс поэзии ку, кăткăс  вăхăта сăнарласа парать, пуçĕпех путатăн,  вăрансан çеç, чун тăрĕмĕнчен тухсан кăна алă çупатăн».

Галина Федорова, учительница чувашского языка и литературы школы №37:

«Халĕ эпĕ тĕлĕнсе кайнă-ха, кун пек япалана пĕрремĕш хут куратăп. Пирĕншĕн вăл питĕ кирлĕ япала».

Зоя Лукина, председатель Ассоциации педагогических работников:

«Тарăн шухăшлаттаракан, тĕплĕ хатĕрленĕ, гранта тивĕçлĕ япала ку. Паянхи çамрăксем Çеçпĕл, Хусанкай, Митта, Айхи поэзине çавăн пек тарăннăн ăнланса куракан патне çитерсе пама пултарни вăл – чи пахи».   

Алина Сысаева, редактор научного издания Чувашского государственного педагогического университета им И.Я. Яковлева:

«Соединение Поэзии и Театра создало удивительный эффект – театральный язык дополнил поэтический, и мы за один час узнали, увидели, по-новому познали историю своего народа, историю своей страны, почувствовали глубину Поэзию. В театре юного зрителя за последний год произошел мощный прорыв вперед, молодцы».

Юлия Дмитриева, музыковед:

«В чувашском языке не Слово главное, а Звук, его вибрация. И я сегодня от всей души была горда театром, что он смог показать силу чувашского языка, его энергию. Вообще, театр юного зрителя стоит особняком. Он очень музыкальный, пластичный. Каждая интонация его сегодня создавала внутри мощный ассоциативный ряд, она соединяла нас генетически с тем, кто был раньше, и с теми, кто будет».

Теги:Теги: чувашский язык театр юного зрителя калининский район премьеры