Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В национальному музее состоялся круглый стол "Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения"

В национальному музее состоялся круглый стол "Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения"В национальному музее состоялся круглый стол "Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения"

28 ноября 2013 г. в Чувашском национальном музее с целью обсуждения форм и методов работы по патриотическому воспитанию в учреждениях культуры, активизации деятельности по формированию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям, состоялся круглый стол на тему "Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения". В работе круглого стола приняли участие заместитель министра культуры Чувашии Татьяна Казакова, директора подведомственных учреждений, а также специалисты, работающие по данному направлению деятельности в организации.

Открывая круглый стол, заместитель министра культуры Чувашии Татьяна Казакова отметила, что важнейшей составляющей процесса воспитания подрастающего поколения является  формирование и развитие патриотических чувств. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания детей, молодежи,  так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Усилия же учреждений культуры должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, вырастить настоящего гражданина своей страны.

В многообразии направлений работы культурно-досуговых учреждений (КДУ) республики основной является работа по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию различных категорий населения, прежде всего детей и подростков. За последние годы в области формирования гражданской, патриотически-настроенной личности в обществе наметились определенные сдвиги. Особое значение в этой связи приобретает принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», где сформулирована главная цель — развитие в стране системы, способной обеспечить решение задач по патриотическому воспитанию граждан и консолидации общества. Она ориентирована на поиск и внедрение новых форм и методик формирования патриотических ценностей средствами культуры. В связи с этим особое значение приобретает сохранение исторической преемственности поколений, более полное использование в воспитательной деятельности нравственного потенциала культуры и искусства.

В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» разработан Республиканский план мероприятий по совершенствованию системы патриотического воспитания граждан Чувашской Республики на 2011-2015 годы. Приняты муниципальные программы, которые предусматривают организационно-методические меры совершенствования системы патриотического воспитания граждан, организацию и проведение мероприятий, посвященных юбилейным датам и другим памятным событиям истории России, формирование позитивного отношения детей и молодежи к воинской службе. Муниципальные программы внедряются с учетом местных, территориальных особенностей истории и культуры.

В культурно-досуговых учреждениях республики в настоящее время функционируют более 500 военно-патриотических клубов, что составляет 8,0% от общего числа клубных формирований. В них – более 7,0 тыс. участников, что составляет 9,0% от общего количества участников клубных формирований. В 219 военно-патриотических клубах объединены дети и подростки до 14 лет, что составляет 8,3% от общего количества формирований для детей до 14 лет. В их работу вовлечены 3200 участников, что составляет 10,4% от общего числа участников клубных формирования для детей до 14 лет. Подавляющее большинство подобных клубных формирований действует в сельских культурно-досуговых учреждениях.

Деятельность таких клубов ведется в следующих направлениях: военно-историческое, гражданско-патриотическое, спортивное, художественно-эстетическое, поисково-исследовательское.

В культурно-досуговых учреждениях республики созданы и действуют 219 военно-патриотических клубов и объединений для детей и подростков, 129 военно-спортивных, 107 поисковых, 23 поисково-исследовательских, 22 гражданско-патриотических формирования.

Основными формами работы клубов являются сбор архивных материалов, познавательные экскурсии, участие в фестивалях, смотрах, конкурсах, спортивные соревнования, клубные встречи, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, походы, помощь ветеранам, создание базы данных, отражающей тематику славных страниц истории родного края.

Культурно-досуговыми учреждениями республики накоплен положительный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения. Идет поиск и совершенствование оптимальных форм и методик, складывается системно-организационный подход к этой работе. Наибольшую активность в этой работе проявляют патриотические клубы и любительские объединения КДУ Аликовского, Ибресинского, Мариинско-Посадского, Ядринского, Порецкого, Алатырского районов, а также модернизированные КДУ республики.

В настоящее время возрождаются апробированные временем и внедряются новые формы патриотического воспитания в культурно-досуговой сфере, такие, как краеведческие, исторические, военно-спортивные и военно-исторические клубные объединения, появились клубные объединения историко-культурной направленности, среди которых - и клубные объединения историко-бытового танца (Чебоксарский, Янтиковский, Моргаушский районы). В этих объединениях достаточно широко используются интерактивные досуговые формы: организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, проводятся поисковые экспедиции, военно-спортивные игры, реконструируются батальные сражения, реконструируются формы проведения досуга различных эпох и сословий, в особенности – военного времени.

В ходе реализации Программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2015 года, ежегодно, 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В связи с этим культурно-досуговыми учреждениями республики систематически проводятся тематические вечера, семинары, конферен​ции по вопросам популяризации государственной символики Российской Федерации и Чувашской Республики среди населения.

Чувашским республиканским Домом народного творчества осуществляется системная работа по информационно-методическому сопровождению работы КДУ республики по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию населения. Разрабатываются и доводятся до культурно-досуговых учреждений республики методические и репертуарные материалы, в частности, связанные с популяризацией государственных символов Российской Федерации и Чувашской Республики.

Библиотеки, как одно из основных звеньев реализации государственных и региональных программ гражданско-патриотического воспитания, проводят немало информационно-библиотечных мероприятий, объединяющих интеллектуальное и эмоциональное начало. В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке они включены в программы, раскрывающие возможности библиотеки в читательском развитии детей, способствующие воспитанию гражданских и патриотических чувств: «Гражданин читающий», «Новое поколение выбирает…Книгу!», «Чувашия многонациональная», «Сказка – жизнь, жизнь – в сказке», «Врачующее слово», «Растить гражданина и патриота», «У книжек нет каникул», «Библиотека + Семья = Читающий ребенок», «Твоя жизнь – твой выбор», «Зеленый дом», «С чего начинается Родина». Более 10 лет ежегодно осенью в библиотеке проводится Неделя патриотической книги.

Пытаясь очеловечить историю, построить «мостики в прошлое», библиотекари выбирают темы, учитывая присущий подрастающему поколению всех времен интерес к жизни знаменитостей, жизни сверстников, истории вещей, собственной персоне и близким людям, к тайнам и приключениям: «Имя в истории Отечества», «Жизнь замечательных людей», «Пишем семейную историю», «Зов предков», «Что было, когда меня не было», «Когда бабушка и дедушка были маленькими», «Мой день рождения в истории страны», «История моего дома», «Историю делаем мы». Сочетание рассказа библиотекаря, воспоминаний очевидцев, самостоятельного чтения, разных форм творческой деятельности дает желаемые результаты - у детей и подростков появляется чувство сопричастности к истории большой и малой Родины.

Великая мечта каждого детского библиотекаря – растить человека читающего, любящего книги и чтение. В детских библиотеках республики, и в первую очередь, в республиканской детско-юношеской библиотеке, в последнее время используется методика комментированного чтения (чтения с остановками и вопросами по ходу чтения). С использованием этой методики при знакомстве с книгой ребенок чувствует неравнодушие взрослого, слышит его мнение о прочитанном, сверяет с ним свои мысли и чувства. Комментированные чтения позволяют библиотекарю и юным читателям творить вместе, сближают их, способствуя созданию позитивного отношения к чтению.

Воспитать увлеченного читателя – трудно, привлечь его в библиотеку – задача не из простых. Результативным инструментом продвижения чтения являются акции. Публичные акции, проводимые детскими библиотеками, ориентированы на молодое поколение с различным уровнем читательского развития, а также взрослых, от которых зависит путь детей к книге и развитию через чтение. Акции патриотического содержания объединяет еще и идея: рассказав юным об уроках войны, уроках правды, мы дадим им возможность научиться честно воспринимать реальную жизнь.

Участники круглых столов подчеркнули важность, значимость и приоритетность военно-патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России, исходя из того, что недооценка этой деятельности приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития и безопасности общества и государства.

Теги:Теги: чувашский национальный музей Ленинский район