Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

В начале ноября в Чувашском государственном художественном музее открылась выставка "Театральная палитра"

В начале ноября в Чувашском государственном художественном музее открылась выставка "Театральная палитра"В начале ноября в Чувашском государственном художественном музее открылась выставка "Театральная палитра"

В начале ноября в просторных залах Чувашского государственного художественного музея открылась выставка «Театральная палитра»,  посвященная 70-летию Союза театральных деятелей Чувашской Республики. Основу обширной экспозицию составили работы театральных художников, творчество которых заметно обогатило сценическое искусство Чувашии, привнесло высокий уровень профессионального мастерства и неподражаемую индивидуальность таланта мастера.  

Чувашский государственный театр кукол в развернувшейся экспозиции представляет авторские работы пяти художников, чье творчество занимает значительное место в истории и современной деятельности театрального коллектива. Имена заслуженного художника Чувашии Анатолия Розова, заслуженных работников культуры Чувашской Республики Владимира Карпова, его ученицы Марии Арлан, Бориса Чачева, художника Светланы Зверевой не надо представлять театралам: они известны как в республике, так и за ее пределами.

Цикл рассказов об участниках выставки «Театральная палитра» в художественном музее театр кукол начинает с творчества Анатолия Розова.

Анатолия Розова (1933 - 2010) с чувашскими кукольниками связывало многолетнее сотрудничество и добрые дружеские отношения. Самобытный уникальный талант художника, неизменно находивший творческое вдохновение в древней культуре чувашских  предков, отчетливо отразился в его последних театральных работах в кукольном, что являет собой новаторство в художественное творчество Чувашского театра кукол. Анатолий Розов - прекрасный сценограф, колоритный художник-кукольник с подчеркнуто национальным окрасом и, безусловно, яркая выдающаяся личность. Сегодняшний репертуар театра кукол украшают четыре его спектакля: «Девушка на Луне» Р. Сарби (2002), «Снежная королева» Е. Шварца  (2005), «Рубашка из 77 цветов» Г. Ефимова (2006) и «Лопоухий Илюк» Е. Лисиной (2008). А всего на чувашской кукольной сцене художник осуществил 11 постановок. Среди них: «Волшебная калоша» Г. Матвеева (1966), «Сэмбо» Ю. Елисеева (1967,1994), «Рим - тим - ти» Я. Вильковского (1967), «Золушка» Е. Шварца (1967), «Чертова мельница» И. Штока (1997), «Волжские булгары» И. Петровой.

Особо хочется выделить его национальные постановки: «Лопоухий Илюк»  - дипломанта и участника шести международных театральных фестивалей (2010 - «Серебряный осетр» в г. Волгоград, 2011 - «Науруз» в г. Казань, «Подiльська лялька» в г. Винница (Украина) и «Лагаминас» в г. Паневежис (Литва), 2013 - «Радуга» в г. Самара и «Ассалаумагалейкум» в г. Актобе (Казахстан), а также «Девушка на Луне» - победителя IV Республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес - 2003» в номинации «Лучшая сценография», дипломанта международного эколого-этнического фестиваля национальных театров кукол "Чир Чайаан" в г. Абакан (Хакасия) в 2003 году.

В экспозиции «Театральная палитра» из творческого наследия Анатолия Розова театр кукол представил: часть эскизов и все 11 кукол из спектакля «Девушка на Луне», эскизы сценографий, а также кукольных героев спектаклей «Снежная королева»  и «Лопоухий Илюк».

Владимир Карпов (1930 – 1993), родившейся в Архангельской области, искренне уважал хлебосольный, доброжелательный чувашский народ за его трудолюбие и открытость. Чувашия стала ему второй малой Родиной.  В. Карпов окончил Московский университет искусства им. Н.К. Крупской в 1958 году. Работал художником-постановщиком в Северодвинском театре драмы, Петропавловском областном театре драмы (Казахстан).  Свое творчество в Чувашском республиканском театре кукол начал в 1968 г., с 1978 по 1993 гг. был главным художником театра. Именно здесь сформировался и блестяще развился его уникальный талант художника-кукольника под названием «чудо карповских кукол». Актеры, режиссеры и сами художники, повзрослевшие дети, ставшие родителями и приводящие теперь уже своих детей на спектакли театра кукол, до сих пор вспоминают до изумления красивые, выразительные его сказочные образы, которые завораживают и очаровывают, заставляя верить в волшебство играющей куклы.

За годы творчества В. Карпов создал более ста спектаклей, в том числе в Чувашском государственном театре кукол - пятьдесят три. Среди них: «Военная тайна» А. Гайдара (1968), «Ночь перед рождеством» Н. Гоголя (1969), «Выйди-выйди за Ивана» Н. Айзмана (1971), «Маугли» по А. Киплингу (1979), «Солнечная вышивка» М. Юхмы (1976), «Свадьба в Малиновке» Л. Юхвид (1982), «Уважаемые граждане» М. Зощенко (1988), «Непослушный цыпленок Шип» М. Юхмы (1989), «Сарпике» Е. Никитина (1991) и многие другие. Как художник-постановщик оформлял спектакли и в других театрах Чувашской Республики.

Современные страницы профессиональной деятельности Чувашского государственного театра кукол связаны с творчеством Марии Арлан. Она родилась в г. Чебоксары в 1961 году. В 1981 г. окончила Загорский художественно-промышленный техникум игрушки. В тот же год началась ее трудовая биография в то время еще Чувашском республиканском театре кукол. Одаренная ученица Владимира Карпова, ставшая его достойной преемницей, с 1996 по 2004 гг.работала главным художником театра. Как художник-бутафор принимала участие в создании  более 100 спектаклей. В качестве художника-постановщика в театре кукол оформила 49 спектаклей и театрализованных программ. Среди них: «Белая шубка для Зайчонка» М. Юхмы (1984), «Кукла» М. Юхмы (1988), «Гадкий утенок» В. Синакевича (1993), «Тю - тю – ужасный малютка» С. Лагерлев (1992), «Ежик и елка» С. Козлова (2000), «Русалочка» Н. Гернет по Г.-Х. Андерсену (2002), «Три поросенка» С. Михалкова (2004), «Заяц-победитель» Г. Азама (2009), «Чуче» М. Андреева (2011) и многие другие. Приглашалась на постановки спектаклей в других городах.

Куклы художника Арлан отличаются простотой и натуральностью, в них легко можно распознать характеры персонажей. В то же время каждая деталь куклы продумана до мелочей, что подчеркивает ее индивидуальность и выразительность. Оживая в руках артиста-кукловода, она магически забирает внимание зрителя, который искренне доверяет «живым» кукольным героям художника. Олицетворяя собой нежную красоту детского восприятия сказок, работы М. Арлан испускают свет добра и любви к людям, в них живет душевная теплота самого художника. Прекрасный сказочный мир с любимыми героями перенесла она на сцену театра кукол, оформив волшебную галерею спектаклей по известным зарубежным, русским и чувашским сказкам.

В последние годы Мария Арлан много работает как свободный художник, продолжая активное сотрудничество с остающимся «родным» коллективом театра кукол. В эти дни постановочные цеха театра занимаются капитальным восстановлением ее спектакля «Золушка» по Ш. Перро, выпущенного театром в 1996 году. Сказочная постановка, созданная по неувядающей классике, и сегодня популярна, востребована зрителями.

В экспозиции «Театральная палитра» из работ Марии Арлан театр кукол представил фотографии, программки, афиши спектаклей и настольные календари прошлых лет, куклы из спектаклей «Русалочка, «Морозко», «Про Емелю-дурака», макет сценографии спектакля «Ты, я и кукольник» (2000), эскизы и куклы - «Чуче».

Светлана Геннадьевна Зверева  - современный театральный художник, чье творчество почти двух последних десятилетий неразрывно связано с искусством театра кукол. С. Зверева родилась в г. Чебоксары в 1960 году. В 1985 г. окончила художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института. Годы работы в  Чувашском государственном театре кукол в качестве художника-декоратора - 1994 – 2013 года

Работы талантливого художника-кукольника театр неоднократно выдвигал на республиканский конкурс театрального искусства «Узорчатый занавес». В 2011 г. стала победителем XII конкурса в номинации «Лучшая сценография» за художественное оформление спектакля «Конек-горбунок» П. Ершова (2010).

В качестве художника-декоратора принимала участие в создании более чем 50 театральных постановок и интермедий. Как художник-постановщик создала 17 авторских спектаклей на сцене театра кукол, наиболее яркие из которых: «Двенадцать месяцев» С. Маршака (2003), «Царевна-лягушка» Н. Гернет (2004), «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (2007), «Сармантей» Р. Сарби (2008),  «Звездный мальчик» О. Уайльда (2009), «Машенька и медведь» В. Швенбергера (2011), «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба (2012) и другие.   6 постановок и концертных программ оформила на других сценических площадках республики.

Светлана Зверева - фактурный художник, обладающий высоким профессиональным мастерством, нашедший истинное призвание и признание в театральном кукольном искусстве.  Ее художественное прочтение пьесы - это почти всегда «попадание в десятку» в воплощении  режиссерского замысла спектакля, выражении его идейной задумки. Богатое образное воображение, хорошая школа в сочетании с мастерским владением кисти помогают художнику вырисовывать характерных персонажей, создавать красочные сценографии, навеянные духом сказки, ее волшебством. За годы работы в творческих мастерских театра кукол, сохраняя лучшие традиции предшественников,  она  развила свой индивидуальный почерк, свою сказочную эстетику кукольных постановок, отличающихся многообразной, выразительной палитрой красок.

В экспозиции «Театральная палитра» из работ Светланы Зверевой театр кукол представил эскизы и головные уборы спектакля «Сон в летнюю ночь», эскизы и куклы  - «Сармантей», куклы - «Конек-горбунок», эскизы - «Беда от нежного сердца».

Теги:Теги: художественный музей Театральная палитра выставки