Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

На открытии 46-го концертного сезона Чувашской государственной академической симфонической капеллы в Чебоксарах впервые публично прозвучал орган

На открытии 46-го концетрного сезона Чувашской государственной академической симфонической капеллы  в Чебоксарах впервые публично прозвучал органНа открытии 46-го концетрного сезона Чувашской государственной академической симфонической капеллы в Чебоксарах впервые публично прозвучал орган

Летом нынешнего года в культурной жизни республики произошло событие, значимость которого сложно переоценить – в Чувашии появился орган. Царственный инструмент не может и не должен оставаться без слушателя и потому никого не удивило, что именно ему выпала честь открыть 46-ой концертный сезон Чувашской государственной академической симфонической капеллы.

Как сказано в пресс-релизе Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, открыли вечер знаменитые Токката и фуга ре-минор И.С. Баха в исполнении выдающегося российского органиста, народного артиста Российской Федерации и Республики Татарстан, ректора Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, профессора Рубина Абдуллина. Зрители затаили дыхание в ожидании первых звуков. И… в зал хлынули невероятные, завораживающие созвучия, наполнившие его буквально до краёв, долетавшие до каждого уголка, почти осязаемые… Восторгу публики не было предела. Нежное, проникновенное Adagio Т. Альбинони в совместном существовании Рубина Абдуллина и симфонической капеллы под управлением народного артиста Российской Федерации Мориса Яклашкина легко парило где-то в верхних сферах, всё более настраивая слушателей на восприятие возвышенного содержания следующего отделения. Однако на пути к этой музыке присутствующих ожидала, как это было указано в программке вечера, «главная симфоническая премьера открытия сезона» - II, III и IV части Четвёртой симфонии ми-минор Й. Брамса, также произведшей на слушателей глубокое впечатление.

После антракта гости капеллы имели блестящую возможность познакомиться с одним из величайших творений классической музыкальной культуры. Впервые в Чувашской Республике в сопровождении органа и симфонического оркестра прозвучали номера из «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Величественное, поражающее глубиной чувств и потрясающей красотой гармонии, это произведение проникает в душу, в самую суть её, очищает и заставляет всмотреться в самоё себя, заглянуть во все расщелины наших загрубевших внутренних закоулочков и найти в них свет и смирение, чистоту и Любовь. Двенадцать номеров (№ 1, 2, 3, 10, 12, 26, 29, 33, 36, 47, 77, 78) прозвучали в исполнении оркестра и хора Чувашской государственной академической симфонической капеллы, муниципальной певческой капеллы «Классика», солистов Юлии Маркитановой (сопрано), Светланы Ефремовой (заслуженная артистка Чувашии, меццо-сопрано), Алексея Смирнова (тенор) и Константина Москалёва (бас). Партию органа исполняла Ирина Сысоева. Трудно описать, какое воздействие Пассионы И.С. Баха оказывали на зал. У многих слушателей текли слёзы, а заключительный хоровой номер был выше всяких похвал – невероятная музыка, исполненная невероятно проникновенно.

А теперь о главных лицах этого вечера – органистах. Интересно, что в этом концерте встретились ныне коллеги, а ранее – педагог и его ученица.

Рубин Кабирович Абдуллин родился в г. Йошкар-Ола. Окончил Казанскую консерваторию (1973, класс фортепиано Э.А. Монасзона), Ленинградскую консерваторию (1974, класс органа Н.И. Оксентян), ассистентуру-стажировку при Московской консерватории (1979, класс Л.И. Ройзмана). Рубин Абдуллин ведет активную концертную деятельность не только как органист, но и как пианист. Его обширный репертуар включает музыку XV-XX веков. Музыкант выступал во всех органных центрах России, по сей день активно гастролирует в странах Европы (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Франция, Швейцария, Швеция, Эстония и др.) и США. В результате педагогической деятельности Абдуллина сформировалась Казанская органная школа, ставшая одной из наиболее значительных школ отечественного органного исполнительства. Среди учеников Рубина Кабировича многие известные органисты, работающие в различных городах России и за рубежом: заслуженные артисты России С. Бережная, Л. Камелина, А. Титов, Д. Зарецкий, Л. Лабзина, Е. Базова, Е. Бурундуковская, Д. Мееркова. Он внёс большой вклад в отечественное органостроение. Под его руководством или при его научных консультациях были установлены органы в концертных залах Казани, Калининграда, Кирова, Архангельска, Набережных Челнов, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ханты-Мансийска.

После концерта мы встретились с Ириной Юрьевной Сысоевой, ученицей Рубина Кабировича и преподавателем Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова.

- Ирина Юрьевна, в консерватории Вы учились у Рубина Кабировича, причём одновременно по классу фортепиано и органа. Как Вы вспоминаете то время?

- С радостью и огромным теплом. В нашем классе всегда царила настолько домашняя, лёгкая атмосфера, что я не представляю, какими словами можно достаточно точно её описать. Рубин Кабирович одновременно был нашим самым большим другом, отцом и главным защитником. Все мы, его ученики, всегда чувствовали себя защищёнными, как под отеческим крылом.

- Значит, встреча с педагогом была тёплой, и на одной сцене с ним работалось комфортно. Или всё же было волнительно – такой именитый человек?

- Встреча действительно была очень тёплой, и работалось вместе прекрасно – как в студенческие годы, когда мы давали концерты класса, где часто играли ансамбли, различные творческие номера, после которых устраивали чаепития и классные вечера. Нынешний вечер будто вернул то время: было очень спокойно, удобно. Рубин Кабирович вновь окружил меня отеческим теплом и дал несколько ценных советов. Он много концертирует, работает чуть ли не во всех органных залах России и Европы с самыми разными видами органов (понятно, что в каждом зале своя акустика и звучание у каждого органа тоже своё, а потому необходимо каждый раз слышать зал и регулировать насыщенность звука инструмента), а это бесценный опыт.

- Вы могли бы рассказать об этом подробнее?

- Орган – один из древнейших музыкальных инструментов, его история насчитывает несколько тысяч лет. Считается, что первый орган был изобретён в Древней Греции ещё в III веке до нашей эры. Конечно, в ту пору орган выглядел иначе, чем сейчас и принципы игры были иными. Время шло, прогресс не стоял на месте, и появлялись всё новые модификации этого инструмента. В итоге, орган, который был приобретён для нашей республики, является несомненным продуктом XXI века.

- Здорово, что благодаря заинтересованным людям, спустя пару тысячелетий, орган добрался и в нашу родную республику. Для Вас, как для исполнителя органной музыки, это, должно быть, особенно отрадно.

- Да, несомненно. Уверена, теперь наши творческие встречи со зрителями выйдут на качественно новый уровень.

- Ирина Юрьевна, первая встреча слушателя и Короля Инструментов состоялась, да ещё на таком уровне, что дух захватывает. Какую музыку Вы бы хотели исполнить и, конечно, услышать в исполнении приглашённых органистов?

- Интересно попробовать всё: разные эпохи, жанры, композиторы. С приобретением органа открылось столько новых возможностей! Я знаю, что в запасе у Рубина Кабировича есть несколько потрясающих номеров для наших слушателей. Сотрудничество продолжается, будем ждать новой великой музыки.

...Итак, Его Величество Орган зрителю представлен! Теперь можно смело ожидать интереснейших вечеров исключительно органной музыки и, конечно, новых программ симфонических концертов, обогащённых новым тембром, который не спутаешь ни с чем.

Фото: http://gov.cap.ru/

Теги:Теги: орган академическая симфоническая капелла концерты