Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание адаптивных продающих сайтов на Wordpress от 5,5 т.р. за 1 день

Исполнилось 65 лет музыковеду, доктору искусствоведения, профессору Михаилу Кондратьеву

Исполнилось 65 лет музыковеду, доктору искусствоведения, профессору Михаилу КондратьевуИсполнилось 65 лет музыковеду, доктору искусствоведения, профессору Михаилу Кондратьеву

М.Г. Кондратьев – автор свыше 400 научных работ, в том числе 17 монографий и учебных пособий, множества музыкально-критических статей. Он удостоен почётных званий заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики (1991) и заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (2001). М.Г. Кондратьев - лауреат премии комсомола Чувашии в области науки и техники (1982) и Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства (2004). Он являлся действительным членом Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики (1994–2003) и Международной  академии наук педагогического образования (1999). Широкая общественная деятельность учёного включает его членство в Комиссии по государственным наградам при Главе Чувашской Республики, в Комиссии по Государственным премиям в области литературы и искусства при Главе Чувашской Республики, в Совете по стратегическому развитию Чувашской Республики. Он является советником Главы Чувашской Республики по культуре. М.Г. Кондратьев – член Союза композиторов России и бессменный член правления Союза композиторов Чувашии. Чувашский музыковед, сотрудничающий с Новосибирской государственной консерваторией и Институтом филологии Сибирского отделения РАН, входит в состав Главной редколлегии научной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Родился Михаил Григорьевич Кондратьев 9 августа 1948 г. во Владивостоке в семье инженера-строителя, уроженца деревни Хачики Чебоксарского района Чувашии Григория Ильича Кондратьева. В 1950-1953 гг. его отец с семьёй находился в спецкомандировке в Китае, где работал на Китайской Восточной железной дороге («КВЖД») и был награждён китайской номерной медалью. Через несколько лет его перевели в Канаш, а затем в Чебоксары. Михаил окончил фортепианное отделение Чебоксарской детской музыкальной школы им. С.М. Максимова, затем теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, а в 1967 г. поступил на теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории.

Непросто было Михаилу Кондратьеву, выпускнику консерватории (1972), начинать свой путь в науку. Первопроходцем быть всегда трудно. Приходится не только находить новое, но и доказывать истинность, объективность его существования. Именно это произошло с открытием феномена квантитативности ритмики чувашской народной песни. Сегодня ведущие учёные России говорят об уникальности открытия М.Г. Кондратьева. Но тогда, в 80-е годы он слышал: «На это жалко тратить бумагу», «Композиторам это не нужно»...

 В своём труде учёный доказал, что чувашская народная песня - один из немногих примеров сохранившей жизнеспособность высокоразвитой и строгой по формам квантитативной ритмики в музыкальном искусстве Европы. Этот тип ритма считается свойством ряда древних и средневековых поэтических традиций Азии и Средиземноморья. По оценке выдающегося специалиста в области теории ритма В.Н. Холоповой, «доказательство существования квантитативной системы не в «Илиаде» и «Одиссее»…, а в культуре XX века следует оценивать как «мировое открытие».

Результатом тщательной, кропотливой работы автора стало издание крупных антологических сборников «Песни низовых чувашей» (1981, 1982). Мелодии из двухтомника быстро вошли в репертуар солистов и хоровых коллективов, их начали использовать в своих произведениях композиторы, антология стала востребованной в учебных заведениях республики, ею заинтересовались учёные. 

Об иной, не менее интересной и ценной области научной деятельности М.Г. Кондратьева заявила публикация его монографии «Государственный ансамбль песни и танца Чувашской АССР: История возникновения. Этапы развития. Творческие искания» (1989). Здесь в полной мере проявились глубина анализа, тонкость оценок, точность обобщений автором художественных явлений профессионального искусства и была дана в панораме исторического развития творческая характеристика старейшего в Чувашии исполнительского коллектива.

В 70-80-е гг. начинает активно развиваться ещё одна составная часть деятельности М.Г. Кондратьева – педагогическая. По предложению директора Чебоксарской детской музыкальной школы им. С.М. Максимова З.Ф. Денисовой музыковедом были написаны первые в республике учебники по чувашской музыке: «Чувашская музыкальная литература» (1974) с дополнением I «Чувашская народная музыка» (1982) и дополнением II «Программные фортепианные пьесы чувашских композиторов» (1986). Параллельно с научно-исследовательской работой М.Г. Кондратьев начал преподавать на музыкально-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического института (ныне университета) им. И.Я. Яковлева (с 1990 г.) и в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова. По его инициативе, с целью сохранения и развития в Чувашии аутентичного песенного народного творчества, в 1989 г. в училище было открыто фольклорное отделение (ныне отделение руководителей народного хора). Велика заслуга М.Г. Кондратьева и в деле возрождения чувашских народных инструментов. Под его руководством М.В. Гусевой, преподавателем Чебоксарской детской музыкальной школы № 4 им. В.А. и Д.С. Ходяшевых, было написано первое учебное пособие по игре на кĕсле – старинных чувашских шлемовидных гуслях.

С 1972 г. М.Г. Кондратьев работает в отделе искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук. В 1992–1994 гг. он занимал должность заместителя директора Института по науке, с 1996 г. - главный научный сотрудник – заведующий отделом искусствоведения. Чувашского учёного первым из музыковедов республик Поволжья и Приуралья приняла в свою семью искусствоведческая элита России, он стал первым доктором искусствоведения региона (1995), а затем и профессором (1998).

Тема докторской диссертации М.Г. Кондратьева – «Чувашская народная музыкально-поэтическая система и её инонациональные параллели». Открытия чувашского музыковеда стали мощным импульсом для развития музыкальной науки региона. Вслед за М.Г. Кондратьевым защитили докторские диссертации мордовский фольклорист Н.И. Бояркин, чувашский и татарские музыковеды Т.А. Эррэ, З.Н. Сайдашева, Л.В. Бражник, В.Р. Дулат-Алеев, А.Л. Маклыгин.

Труды учёного вышли на всероссийский и международный уровень. Они способствовали введению традиционного чувашского музыкального фольклора в систему общенаучных знаний, и нашли непосредственное отражение в культурной жизни Чувашии.

Интеллектуально-научный потенциал М.Г. Кондратьева  сыграл большую роль при открытии кафедры искусств (ныне факультет искусств) в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова (1995), и аспирантуры по специальности «музыкальное искусство» на кафедре теории и методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (1998). Чувашский музыковед постоянно приглашается в качестве оппонента при защите диссертаций в Московской, Казанской,  Новосибирской консерваториях, Российской академии музыки им. Гнесиных. Он выступал с докладами и лекциями, публиковался в Санкт-Петербурге, Таллине, Новосибирске, Алма-Ате, Астрахани, Уфе, Новосибирске и других городах России и зарубежья. Он является членом диссертационных советов Новосибирской и Казанской государственных консерваторий. Под руководством М.Г. Кондратьева были написаны и защищены кандидатские диссертации чувашскими музыковедами И.В. Даниловой, С.В. Ильиной, Л.И. Бушуевой.

В последнее десятилетие XX века чувашское музыкознание обогащается новыми научными трудами М.Г. Кондратьева. Издаются его книги «Чувашская çавра юрă и ее татарские параллели» (1993) с замечательным дополнением в виде сборника стихотворений «Çĕр çавра юрă» (Сто строф) с оригинальными авторскими переводами чувашских текстов (1998), вторая часть монографии «Государственный ансамбль песни и танца Чувашской АССР» (1992), антология «Песни средненизовых чувашей» (1993).

Наличие широкого, многомерного контекста в скрупулёзно исследуемом учёным том или ином явлении музыкального искусства – характерная черта научного метода М.Г. Кондратьева. В тесном содружестве с историками, этнологами и искусствоведами музыковед стал одним из авторов коллективной монографии «Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья» (1993).

Начало XXI века для М.Г. Кондратьева – время новых научных и художественно-творческих достижений. Он заявляет о себе одновременно как учёный-исследователь и  как музыкальный писатель, создавая книги «Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности» (2002) и «Композиторы Воробьёвы» (биографическая серия «Замечательные люди Чувашии», 2006). Монографии, подготовленные многочисленными статьями и исследованиями музыковеда, касающимися творчества чувашских композиторов (пожалуй, нет автора, о котором бы не писал учёный), неожиданно ярко продолжили на чувашской земле литературно-музыкальные традиции Ромена Роллана и  Германа Аберта. За создание книги о Степане Максимове М.Г. Кондратьев был удостоен звания лауреата Государственной премии Чувашской Республики (2003).

Широкая картина музыкальной жизни Чувашии и России середины и второй половины XX века и портрет яркого представителя общественной жизни и творчества этого времени нарисованы в книге М.К. Кондратьева «Филипп Лукин: Музыкант. Общественный деятель» (2008).

Крупным достижением отечественной науки стало монографическое исследование М.Г. Кондратьева «Чувашская музыка: От мифологических времён до становления современного профессионализма» (2007). Это первый опыт целостного изложения накопленных наукой сведений о чувашской музыке в её историческом развитии. «Этот капитальный труд, - отмечают коллеги учёного доктора искусствоведения Л.В. Бражник и А.Л. Маклыгин, - уникален как по избранной теме, так и по глубине и содержательности изученного и изложенного материала. Чувашская музыка предстаёт в исследовании М.Г. Кондратьева как единый эволюционный процесс - из глубины веков к первым десятилетиям XX века. Такой ракурс - от музыки устной традиции к становлению профессиональной музыкальной культуры - является отличительным свойством названного труда, аналогов которому нет в современном отечественном музыкознании».

Характер незаурядной личности обычно уникален. Как верно заметила татарский музыковед-фольклорист, кандидат искусствоведения Н.Ю. Альмеева, М.Г. Кондратьев имеет привычку «застолбить тему». «А почему бы и не сказать первым? -  отвечает учёный, - испытываю огромное удовлетворение, например, оттого, что первым ввёл понятия квантитативности или поэтической афористики в чувашскую и региональную науку о песенном фольклоре. Наука для меня - не забава, не игра ума, а определённый результат. Приходит понимание места чувашской культуры в мире. С таким результатом я уверенно смотрю вперед. А хочется ещё большего».

Пожелаем же талантливому учёному – первооткрывателю тайн древней и прекрасной чувашской песни новых творческих озарений и дальнейшей вдохновенной деятельности во благо развития отечественной и мировой культуры и искусства!

Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии

Теги:Теги: Михаил Кондратьев Союз композиторов Чувашии Союз композиторов России детская музыкальная школа