Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание адаптивных продающих сайтов на Wordpress от 5,5 т.р. за 1 день

"Борис Годунов" – посвящается Году Российской истории

21 июня Театр оперы и балета приглашает на оперу М.Мусоргского «Борис Годунов». Это один из самых оригинальных и при этом органичных образцов оперного жанра. За сюжетом для своей первой большой оперы Мусоргский обратился к драме Пушкина «Борис Годунов» не случайно. Пушкин, разворачиваясь в своем мировоззрении в сторону здорового консерватизма, писал, что его драма написана «в хорошем духе», хотя он и «не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого: торчат!». Обоих творцов волновали этические аспекты вечной темы – темы власти и народа. Известно высказывание композитора: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».
Мусоргский, вслед за Пушкиным, пристально рассматривал не только внешнюю, государственно-историческую сторону этого конфликта, но и внутреннюю, психологическую. Состоявшаяся «встреча» двух русских гениев – Пушкина и Мусоргского – обеспечила опере «Борис Годунов» исключительное место на музыкальной сцене.
Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868, используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Тема - период правления царя Бориса Годунова, 1598-1605 годы, непосредственно перед началом «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере»
Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, введя «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавив эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара. В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав новую редакцию. Существует несколько редакций «Бориса»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Д. Д. Шостаковича (1959). Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение.
В Чувашском государственном театре оперы и балета опера идёт редакции Н.А. Римского-Корсакова (партитура 1896 года). Режиссёр- постановщик – Валерий Дмитров, художник-постановщик – Валентин Фёдоров.
В партии Бориса Годунова выступит заслуженный артист России, солист Михайловского театра Александр Матвеев, Юродивый – Марк Думас (Москва).
Начало спектакля в 18.30.