Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

Чебоксары еще на один шаг приблизились к настоящему оперному искусству

Премьерой открылся XXI Международный фестиваль им. М.Д. Михайлова.

Сразу после открытия занавеса стало понятно, что Чебоксары приблизились ешё на один шаг (большой шаг) к настоящему оперному искусству.

Во вступительном слове к спектаклю режиссёр Максим Жучин поясняет, что «…в погоне за призраком иллюзий человек потерял всё, что имел. Фальшивые друзья, любовь–пустышка, искусственный мир собственных заблуждений, страх собственной неправоты… вместо жизни – иллюзия жизни».

Иллюзии и обманы воплотились на сцене во всей красе. Розово-фиолетовый целлофановый задник, отсутствие кулис, видеопроекция и три плазменных экрана, активно задействованный поворотный круг – малая часть выразительно-технических средств, использованных постановщиками. Такой сценографический контекст во многом обуславливает манеру существования персонажей. Хор в стрейч-трико и целлофане, кордебалет – пластически реагирующий на все сюжетные повороты, персонажи – уроды, монстры, злодеи на джолли-джамперах – вся эта весёлая компания существует в больном сознании Гофмана (Иван Снигирев), которое защищает от полного разрушения Муза поэта и его друг Никлаус (обе партии сыграла Маргарита Финогентова).

Мастерская изобретателя Спаланцани, загромождённая его творениями – здесь больные фантазии злодея нашли своё воплощение: механический косоглазый заяц с барабаном, белка, девочка в большом шаре, куклы в тюремных робах и множество всякой «нечисти» – мусор и барахло, принимаемое Гофманом за волшебный мир, на самом деле больше походят на паноптикум. Оптик Коппелиус (Константин Москалёв) – продаёт Гофману очки, которые превращают реальность в ложь. Спаланцани, которого Максим Жучин представил в виде козлоногого сумасшедшего шоумена, в спектакле исполняют сразу два солиста – Илья Гурьев и Василий Николаев. Спаланцани предлагает Гофману свою дочь – куклу Олимпию – она также представлена двумя солистками Ольгой Прытковой (балерина на сцене) и Татьяной Тойбахтиной (голос Олимпии (!) из оркестровой ямы). Таким образом, обман, на котором построен весь сюжет, воплотился на сцене. Виртуозные колоратурные переливы, звучавшие из ниоткуда и эрзац-возлюбленная – кукла-балерина, накручивающая фуэте, бездушно открывающая рот, изображая пение, вводят Гофмана в экстаз, поэт не видит ничего кроме Олимпии, которая завладела его умом. Кукла ломается, и вместе с ней рушатся надежды Гофмана.

Джульетта (Татьяна Прытченкова) – вторая возлюбленная Гофмана, куртизанка, находящаяся под властью чар злого гения Дапертутто (Константин Москалёв) забирает отражение поэта. Так герой теряет часть себя. Джульетта окутывает своим очарованием Гофмана, уже не верящего в любовь. Яркое чувство вновь рождается, и вновь ведёт к гибели надежд. Снова обман, злодеи торжествуют.

Певица Антония (Мария Еланова) – третья возлюбленная Гофмана. Она умирает от того, что поёт. Острейший конфликт заключается в том, что дающее жизнь (пение для Антонии) - приносит неизбежную смерть. В кульминационной сцене, где доктор Миракль заставляет Антонию петь, с балкона зрительного зала звучит Голос матери Антонии (Валентина Смирнова). Этот потрясающий ансамбль Еланова-Смирнова-Москалёв окутал зал музыкой со всех сторон. Такой стерео-приём оправдал себя на сто пять процентов, зал задрожал, когда в самый напряжённый момент за дверями зала раздалось шипение и сквозь щели повалил дым, дальше – больше – двери распахнулись и два прожектора холодного синего света и дым наполнили зал зловещим туманом.

В конце все возлюбленные соединяются в одной – Музе, забирающей Гофмана с собой из этого мира в мир поэзии и любви.

Состав исполнителей, выступивших на премьере, показал и доказал, что Театр располагает такими яркими голосами и характерами, каким мог бы позавидовать любой столичный театр.

Оркестр в руках Ольги Нестеровой следовал за солистами, пел вместе с ними прекрасную музыку Оффенбеха, играл палитрой тембров.

Вывод однозначен – спектакль будет жить, зритель будет ходить, театр будет развиваться впредь.