Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание сайтов, оптимизированных под мобильные устройства

Василий Нестеренко: "Сверхзадача художника - показать душу"

3 сентября в Чувашском государственном художественном музее состоялась творческая встреча с народным художником России, действительным членом Российской академии художеств Василием Нестеренко. Его персональная выставка впервые открылась в Чебоксарах 18 августа.

"18-19 августа в Чувашии состоялись Дни культуры Москвы, благодаря которым мы имеем возможность познакомиться с творчеством интереснейшего художника современности Василия Нестеренко и задать ему вопросы", - отметила и.о. министра культуры Чувашии Роза Лизакова.

Председатель Союза художников Чувашии, действительный член Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации Ревель Федоров, приветствуя гостя, подчеркнул: "Мне, как художнику, доставляет огромное удовольствие быть на празднике искусства. Развернувшаяся выставка Василия Игоревича стоит в ряду знаковых, событийных для Чувашии - вслед за "Большой Волгой" и выставкой Зураба Константиновича Церетели. Художник несет в 21 век весь тот бесценный багаж, который имеет историческую ценность для России. Это еще и разговор о культуре и мире в целом".

"Меня переполняет чувство радости от того, что я нахожусь здесь. Я видел зал только в электронном виде, и несколько волновался по поводу того, как выстроится экспозиция. Каждый город требует особого подбора работ. Например, в рамках Дней культуры Москвы в Берлине, я представил серию русских зимних пейзажей. Я думаю, что и в Чебоксарах не ошибся с подбором работ. Благодарю сотрудников музея за оказанную помощь", - начал Василий Игоревич.

Зал буквально засыпал вопросами гостя.

"Вам запомнилась Ваша первая выставка?"

"Это было в далеком 1989 году, принимал участие во Всесоюзной выставке “Молодость России” в Центральном выставочном зале “Манеж”. Я еще был только студентом второго курса, а показать свои работы авторы могли только после окончания второго курса. И передо мной встал вопрос, как же ответить на вопрос, какое у меня образование".

"В каких городах Вы выставлялись?"

"По России это Оренбург, Тюмень, Липецк, Рязань, Калуга, Вологда, Петрозаводск, Белгород, Брянск... Ближнее зарубежье: в дорогой мне Украине - Киев, Севастополь. Дальнее зарубежье: Япония, множество выставок в США".

"Ваш талант наследственный или это Божий дар?"

"Даже если наследственный, это Божий дар. Задача каждого человека - не растерять то, что в него вложили. Потом надо держать отчет за талант. Как-то Церетели сказал на одной моей выставке: "Он учился у матери и стал хорошим человеком".

"Когда Вы захотели стать художником?"

"Рисовал я как все дети. Вначале родители были против, но отдали меня в детскую художественную школу. На второй год учебы моя учительница Людмила Присекина, жена баталиста Николая Присекина, посоветовала моим родителям отдать меня учиться в школу при Суриковском институте. Так началась моя профессиональная жизнь - постоянные занятия. В 10 лет у меня уже была такая жизнь, как сейчас".

"Сколько у Вас работ?"

"Мне еще далеко до Айвазовского, у которого 2 тысячи работ".

"Какая из них самая лучшая?"

"Несделанная. Мне особо дороги работы, выполненные недавно. Одна их них - картина "Наедине с собой". Две премьерные работы находятся и в этом зале - из серии "Эхо прошедшей войны", созданной специально к 65-летю Великой Победы. "Непокоренный" создана чуть раньше, две другие работы выставляются впервые. Мне хотелось показать преемственность и новое прочтение войны, ощущение современного человека и его понимание войны. Я надеюсь, что все лучшее у меня впереди".

"Видно, что Вы любите своих натурщиков..."

"У меня есть серия портретов деятелей культуры, наших современников. Две картины вы видите здесь - Владимир Маторин в роли Бориса Годунова и Василий Лановой в роли Бернарда Шоу. Первая работа такая была - портрет Ирина Архиповой, она находиться в Третьяковке. Сверхзадача художника - показать душу человека. Все должно играть на это. Но и художник познает себя, изображает и свою душу, пронеся через себя эти образы. В пейзаже сверхзадача - показать то, что лежит за пределами живописи - шум моря, тяжесть мокрого снега, ароматы и запахи..."

"Значительную часть Вашего творчества занимают исторические полотна. И это, наверное, не случайно?"

"Да, мне очень интересна история России. Сейчас я работаю над 8-метровым холстом, посвященным Смутному времени. Зародился и новый проект: мои работы переводим в мозаику в Ярославле.

Моя дипломная работа была на историческую тематику. К 2012 году я пишу картины "Избавление от Смуты" и "Избавление от французов". Интерес он есть, хочется писать такие вещи".

"Как проходил конкурс для росписи в Храм Христа Спасителя?"

"Эта тема крайне интересна. В 19 веке копья ломались, немало было трагических историй. Один художник расписал барабан. Император велел заплатить ему денег, но все расчистить и поручить работу другому художнику. Через 10 дней тот художник от горя умер. Первый архитектор, построивший обновленный храм, через некоторое время начал везде говорить о том, чтобы снести храм. Чем ближе к храму, тем больше искушений. Много художников хотели участвовать в росписи. В итоге были допущены только те, кто искренне хотел и достоин. Кто хотел много, получил мало, или те, кто хотел мало, смог многое.

В 19 веке его расписывали 10 лет, сейчас мы это сделали за 7 месяцев. Это чудо. Участвовали питерская, московская, ярославская школы. В результате получился хороший ансамбль".

"Кто Вас воодушевляет на творчество?"

"Подстегивает многое. Мой учитель Таир Салахов как-то рассказывал: приехал в Париж, увидел, что другие уже сделали то, что он хотел. Хотелось бежать в мастерскую и рисовать, рисовать. Зависть есть у всех художников. Но это стимул для работы. Не нужно злиться, а надо самому работать. У меня много идей. В работе два больших исторических полотна, серия пейзажей..."

"Есть ли у Вас ученики?"

"Учеников нет, но есть люди, которые "учатся" у меня. Я приезжаю в какой-нибудь город и обнаруживаю, что росписи в храме похожи на мои или скопированы. В Липецке одна женщина подошла: на шкатулках - мои картины. Она спрашивает разрешения и дальше писать их. Что я могу сказать? Пусть, конечно же, пишет..."

"Кто из русских и зарубежных художников Вами наиболее любим?"

"Александр Иванов и Микеланджело".

"Что Вы любите и что ненавидите?"

"Это очень глубокий вопрос. Но каждый из нас, наверное, ответит на него одинаково. Мы любим добро и ненавидим зло. У художника есть свой язык. В силу своего дарования он это может выразить на холсте. Творчество - это как лакмусовая бумага. Спаситель говорил: "Узнаете по их плодам". Мое отношение к жизни отражается в моих работах".

"Что Вам дала учеба в США?"

"Я думаю, что систематическое образование нужно получать в России. У нас прекрасная школа, история, традиции. Но дополнять его нужно в другой школе, это позволяет расширить кругозор.

Во время учебы в школе у меня была однажды в четверти четверка, больше не было. Мой принцип: если ты чем-то занимаешься, будь первым.

Когда я стажировался в США, у меня была соседка - она работала в особой технике - рисовала мастерком, подтеки особые на холсте... Я нарисовал ее на фоне ее же больших полотен, повторив ее манеру письма. Но она на фоне этих картин стояла во весь рост, с ее руками, ногами... И сказал: я умею рисовать, как вы, попробуйте как я".

"У Вас тоже своя манера письма..."

"Сейчас для российского художника быть в традиции своей школы - это трагедия, но и миссия, подвиг... В мире идет тенденция против реалистического классического искусства. Миссия молодых - суметь сохранить то заповеданное, сохранить и развивать русские национальные традиции".

Чебоксарцы с искренним восхищением перед талантом и умом художника подарили гостю добрые улыбки и продолжительные аплодисменты. "Вот это и дает мне рисовать, вот это и вдохновляет!" - признался художник.

Свой музыкальный сюрприз художнику преподнес ансамбль "Дольче" Детской музыкальной школы имени Максимова г. Чебоксары.