Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание адаптивных продающих сайтов на Wordpress от 5,5 т.р. за 1 день
Блоги


25 апреля исполняется 75 лет со дня рождения актера Чувашского академического
драматического театра
, народного артиста РСФСР, народного артиста Чувашской АССР, лауреата
премии комсомола Чувашской АССР им. М. Сеспеля (1970), лауреата государственной премии РСФСР
им. К. С. Станиславского (1971), почетного гражданина Цивильского района (29 апреля 2009),
Григорьева Николая Даниловича.

Родился 25 апреля 1939 года в д. Синьялы Цивильского района Чувашской АССР.

Окончил чувашскую студию ГИТИСа (1961, педагог - В.А. Орлов) и Высшие режиссерские курсы
ГИТИСа.

Актер Чувашского академического драматического театра им. К. Иванова с 1961 года,

Им создан целый ряд замечательных художественных актерских работ: Ромео ("Ромео и Джульетта" В.
Шекспира), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" В. Шекспира), Сатин ("На дне" М. Горького),
председатель колхоза ("Деньги для Марии" В.Г. Распутина), Черкун ("Варвары" М. Горького), Юхван
("Земля и девушка" Н. Терентьева), Телей ("Телей и Илем" И. Петровой) и многие другие.

В 1969–1989 гг. был директором Чувашского академического драматического театра.

С 2002 года преподает в Чувашском государственном институте культуры и искусств (заведующий
кафедрой актерского мастерства, профессор).

Хочу опубликовать некоторые из моих записей:

—Идет время, приходит зрелость. Взрослеешь ты сам, взрослеют твои "однокашники". В первом
спектакле Валерий Яковлев играл роль Меркуцио, а сейчас он уже режиссер.
"Земля и девушка" — это его спектакль.


И значительной их совместной работой был спектакль "На перепутье" ("Теллей и Илем") по
пьесе Ираиды Петровой. Этот спектакль в жизни театра примечателен.

Примечателен он тем, что, во-первых, рассказывает о событиях Х века, которые ранее в чувашской
драматургии разработаны не были.

Во-вторых, в центре спектакля вновь оказался образ гордого, свободолюбивого человека, не
признающего рабства духа.

Но решен этот образ иными средствами—средствами монументального сценического повествования.
Николаю Григорьевичу, воплотившему образ этого гордого, непокоренного человека, образ
народа, частицей которого он является, предстояло здесь использовать иные штрихи для работы над
ролью, иные мазки своей актерской палитры.

Он юный вождь племени сувазов, бесстрашный и мужественный. Лучшие черты народа режиссер
концентрирует в образах двух юных героев—Телея и Илем. Прекрасна их любовь, прекрасно
желание разделить свою судьбу с судьбой родного народа.

Телей в исполнении Николая Григорьева—натура сильная, богато наделенная природой.
Такого среди других выделишь сразу. В нем есть и человеческая надежность, и дальновидность в
сочетании с добротой и доверчивостью. И понимаешь, что такого человека преданно и самозабвенно
могла любить Илем и могла пронести свое чувство через годы заточения—замужества—уже
взрослая женщина.

Вместе с тем образ Телея романтически возвышен.

Николай Данилович Григорьев двадцать лет являлся директором Чувашского академического
драматического театра
. Это требовало от него максимальной организованности, оперативности,
умения мгновенно перестраиваться и по сути дела решать на ходу сложные вопросы, касающиеся и
хозяйственных нужд коллектива, и организационной, и административной деятельности. Прямо с
репетиций, не снимая костюма и грима, он поднимался в свой кабинет, куда-то звонил, с кем-то
договаривался о необходимых вещах—звонки, переговоры, распоряжения...
И в то же время он не мог полностью отключиться и уйти от той жизни на сцене, которой уже
подсознательно жил.

У искусства два измерения— удача или провал.

В такой ситуации актера выручает мастерство, которое он приобрел за годы творчества.
Нужно постичь цену взгляда на сцене, жеста, уяснить себе, что такое задача, сверхзадача, что
такое мизансцена в каждом конкретном случае, как чисто технически выстроить роль от начала до
конца; как выстроить взаимоотношения с партнерами.

Система Станиславского, развиваемая и пропагандируемая его учениками, среди которых был
и руководитель их студии Василий Александрович Орлов, вооружала их необходимыми знаниями
и навыками, которые впитывались ими и позднее дали прекрасные результаты.

Николай Данилович вместе с группой чувашских артистов— тогда председателем Чувашского
отделения Всероссийского театрального общества, заслуженным артистом РСФСР Виктором
Иосифовичем Родионовым
, заслуженным деятелем искусств РСФСР, режиссером Валерием
Николаевичем Яковлевым
и другими—был в Москве на чествовании 100-летия родного
ГИТИСа.
Николай Данилович ходил по коридорам и аудиториям института, дышал его воздухом,
вспоминал свои юные надежды и мечты...

— Самое радостное— мы оправдали надежды педагогов. Наша студия почти целиком осталась в
театре. Да, время уходит, но многое сделано.

Теги: григорьев николай данилович чувашский академический драматический театр ГИТИС орловцы