Хостинг на valuehost.ru. Домен в подарок!
Создание адаптивных продающих сайтов на Wordpress от 5,5 т.р. за 1 день

Афиша

Вся афишаВыставкиЧувашский государственный художественный музей (Чебоксары)

Анатолий Силов "Боги и люди"

18.05.18 - 17.06.18

Анатолий Силов "Боги и люди" - 18.05.18, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары Анатолий Силов "Боги и люди" - 18.05.18, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

В Чувашском государственном художественном музее открывается выставка работ художника Анатолия Силова "Боги и люди". Торжественное открытие выставки состоится 18 мая в 16:00.

При попытке отнести творчество Анатолия Силова к какому-либо из существующих ныне (либо существовавших прежде) направлений, исследователь, скорее всего, обречен на неудачу. При всем своем разнообразии это искусство весьма монолитно и самодостаточно. Всевозможные эксперименты в рисунке, в колорите сосуществуют здесь с мощной академической традицией, в некоторых работах являющейся необходимым каркасом. Литературная составляющая, даже если перед нами программная вещь, особого значения не имеет – настолько своеобразно и неповторимо преподносит мастер всё, чего касается его вдохновение. И, вместе с тем, художнику совершенно чужд "эксперимент ради эксперимента", а оригинальность его искусства может быть объяснена только оригинальностью дарования, способного удивить даже искушенного зрителя начала двадцать первого века. Точно также не укладывается это искусство в рамки какой-нибудь из "национальных школ" – опять же, в силу своей масштабности и разнообразия. Скорее, оно передает общую картину современного мира, в котором границы цивилизаций смещены, а художественные традиции, постоянно переплетаясь, рождают новые гармонии, постигать которые, возможно, придется мастерам будущего. В таком случае, искусство Анатолия Силова является началом новой традиции – если, конечно, появится тот, кому по силам будет эту традицию продолжить.

Но, в конце концов, как говорим Леонид Мартынов, "школы – для школьников", а искусство, о котором мы пишем, слишком ново и значительно, чтобы поместится в каких-то заранее очерченных рамках.

Настоящее искусство всегда необъяснимо и непредсказуемо. Порой заманчиво обратиться к биографии художника и там найти объяснение природе его творчества, – в этом смысле жизненный путь Анатолия Силова дает бездну материала – здесь детство в чувашской деревне и африканские приключения, работа на волжских кораблях послевоенных лет и поездка в Тибет, – целый калейдоскоп впечатлений, порою кажущихся несовместимыми в рамках одной биографии. При подобных обстоятельствах иной художник мог бы утратить индивидуальность, растворится в огромности бытия – но в данном случае этого не происходит. Постоянно обогащаясь, это искусство остается самодостаточным.

Конечно, в данном случае велик соблазн связать самобытность художника с самобытностью чувашского этноса, одного из самых загадочных в восточной Европе, этногенез которого до сих пор не выяснен окончательно. Тюрский язык с большим количеством не только пратюркских, но и приволжско-финских элементов, языческий пантеон с богом Турой во главе и древние праздники, в которых прослеживаются и древнеиранские корни... В этой религии Заратуштра (Саратустора) соседствует с Тором, а Манкун (весенний новый год) соединился с Пасхой. И это язычество, возможно, с элементами архаичного монотеизма, если связать Туру не с Тором или угорским Торумом и Таарой эстов, но с тюрским Тэнгри, – до сих пор живо, до сих пор есть священные рощи и киремет карти – места, установленные для религиозных обрядов. Тот, кому знакомо все это, иначе воспринимает окружающий мир – может быть, видит его так же, как видели древние эллины, для него природа "не слепок, не бездушный лик" (Тютчев), но великий трехнебесный храм, где живут люди и духи, звери и боги. И этот храм не имеет границ, ибо он – все бытие, и художник, чувствующий это, повсюду дома. Безусловно, все это отразилось в искусстве Анатолия Силова, но лишь в качестве одного из компонентов. Живопись Силова многограннее. Это настоящий эпос, но без умышленной архаизации – или, лучше сказать, эпос, постоянно обновляющийся, реагирующий на окружающий мир порой очень остро, – и рефлексия оказывается в согласии с эпической высотой и вселенскостью.

Художник превосходно ориентируется и в новациях, которые появились в искусстве в последние полтора века, в эпоху великих перемен: символизм и примитивизм, различные формы абстракции от супрематистов до Мондриана, эксперименты фовистов и Нольде, даже коллаж – все это усвоено и переработано художником, но ни в коей мере не в ущерб собственному стилю и царящей в нем гармонии, которой порою так недостает произведениям упомянутых направлений. Поэтому абсолютно невозможным представляется назвать кого-то из мастеров прошлого предшественником Анатолия Силова, как и его самого чьим-то преемником или последователем.

В силу разнообразия и многогранности натуры художника знакомство с его творчеством невозможно ограничить несколькими, хотя и наиболее удачными и характерными произведениями. Даже такие шедевры, как "Боги и люди", где ацтекский-синевсаднический хаос упорядочен почти дунхуанской иконографией, или картина "Махатма Ганди", где весьма выразительный классический портрет оказывается в окружении двух главных божеств индуистского пантеона, "Гиперборея" – несколько наивное, очень мечтательное и загадочное произведение-размышление художника над тайной, пока еще не раскрытой, и "Лунная ночь" – превосходный пейзаж, где пять одетых в красное фигур отнюдь не стаффажи, но необходимый элемент гармонии мгновенья, неуловимо остановленного мастером. Причем, при всей глубине и значимости заявленной в названии темы, художник никогда не погружается в повествовательность и литературность. Обо всем он говорит исключительно средствами живописи, что тоже является приметой истинного искусства.

Названные картины очень хороши и характерны для художника, но знакомство с его творчеством не может быть ограничено несколькими произведениями. Даже десяток-другой избранных картин окажется всего лишь верхушкой айсберга, малой толикой того богатства, что уже подарил художник человечеству.

Состоявшаяся осенью 2015 года в Чебоксарах большая авторская выставка Анатолия Силова "Боги и люди" еще раз убедила зрителей в огромности, самобытности и яркости его дара, которому, вероятно, и в истории цивилизации суждено не быть присоединенным к какому-то из направлений, но остаться под именем собственным, ибо более точного определения чем "Искусство Анатолия Силова" дать этому явлению невозможно.

Время (сеансы): вт.-вс. 10:00-19:00

Адрес: Чебоксары, Калинина, 60

Чувашский государственный художественный музей на карте и в справочнике